Аналитика

Понадобятся десятки лет, чтобы природа Нижегородской области восстановилась после лесных пожаров

Понадобятся десятки лет, чтобы природа Нижегородской области восстановилась после лесных пожаров
Бесспорно, что в Нижегородской области пожары нанесли очень серьезный ущерб растительному и животному миру. Лет тридцать не было таких климатических условий, которые бы создали такую большую проблему. Понадобятся десятки лет, чтобы природа восстановилась после лесных пожаров.

Гибнет и страдает весь природный комплекс. Часть птиц, у которых идет период линьки, сами уже взлететь не могут (в основном, это водоплавающие, например, журавли и утки). Большинство птиц, у кого линька не связана с невозможностью полетов, к счастью, могут улететь, но у них другая беда – погибнут птенцы. Если птенцы еще не встали на крыло, то они обречены.

Крупные млекопитающие (лоси, кабаны, медведи, лисы) могут убежать, если их не окружило огнем. Но представьте себе ежика: куда он убежит, когда пожар идет со скоростью 25-30 км/ч? И человек-то не всегда убежит. То есть у мелких млекопитающих есть проблема. Такие же проблемы есть у всех остальных – амфибий, рептилий, беспозвоночных. Пожары – это  удар по всему природному комплексу, это, действительно, серьезная беда, и Нижегородской области еще долго приходить в себя после этого.

Если мы поможем, процесс восстановления растительного и животного мира чуть-чуть ускорится. Министерство экологии и природных ресурсов уже объявило, что они начинают разрабатывать мероприятия по восстановлению. Но, вообще, если выгорает взрослый лес (сосны от 80 лет и выше), то представляете, сколько нужно лет, чтобы все это восстановилось? К счастью, там, где сейчас горит, почти нет таких высоковозрастных сосняков, там посадки 20-30-40 лет. То есть самые пожароопасные посадки. Соответственно те же 40 лет надо, чтобы все это восстанавливалось.

Министр объявил, что всем горелым территориям будет разрабатываться программа ускоренного восстановления. В программе предусмотрено, и это важно, что при восстановлении не будет производиться  высадка монокультур. Нам досталось советское наследие, когда мы засаживали все сплошь сосной. Сосна вырастает, достигает 30-летнего возраста, и эти стройные ряды пропитанных маслами хвойных деревьев становятся таким топливом! Любой дошедший до них огонь поднимается по стволам вверх. Я надеюсь, что решение этой проблемы будет идти, в том числе, уходом от монокультур, потому что они все очень пожароопасные. Кроме того, это требует очень мощных денег, которые государство пока не готово вкладывать в нашу лесную службу. Монокультуры требуют постоянной жесткой охраны, непрерывного ухода.

По мере того, как на территориях для животных будут создаваться благоприятные условия, те будут их осваивать. Кроме того, мы готовы проводить биотехнические мероприятия, чтобы восстановить численность животных, особенно по редким видам. У нас достаточно богатый опыт по восстановлению численности крупных хищных птиц. Нам предстоит большая работа.

Область полыхает, практически два месяца нет дождей, любая искра вызывает огонь. Уже недели три всем говорят: "Ребята, запрет посещения, не ходите в лес". А всем все равно. Кроме всего, еще деревни горят. Мы чего ждем? Когда люди погибнут? Не поставишь же по милиционеру у каждой лесной тропинки. Самая большая проблема – это отношение людей, нас с вами, нижегородцев, к этой ситуации. Я вижу, как наизнанку выворачивается Минэкологии, они живут на этих пожарах, там тысячи людей тушат огонь.

Но посмотрите на количество протоколов, которое пишется ежедневно на людей, по-прежнему идущих в лес, курящих там и жгущих костры. Наверное, это не со зла, а оттого, что наплевать на все. И что с этим делать, я пока не знаю. Наверное, СМИ и общественности надо активнее работать.

Все новости раздела «Аналитика»

Нижний Новгород
Интервью
Аналитика
Комментарии
19 апреля