Конференции | «НТА Приволжье» Новости Н. Новгорода

Председатель комитета Законодательного Собрания по вопросам государственной власти области и местного самоуправления Валерий Владимирович Осокин в рамках интернет-конференции отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"

Тема интернет-конференции: "Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе".

Вопросы Валерию Владимировичу Осокину можно задавать до 17 декабря. Задать вопрос

Ирина Алексеева

Добрый день! Валерий Владимирович, какие предпринять действия, если заявитель подвергается преследованию в связи с высказанными в сообщении жалобами, замечаниями в адрес должностных лиц?

Уважаемая Ирина!

В предыдущих ответах были указаны ряд мер по защите таких граждан. В дополнение следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре РФ" общий надзор за соблюдением законодательства, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина осуществляют органы прокуратуры. Поэтому по данным вопросам конечно же следует обращать к районному (городскому) прокурору или в прокуратуру Нижегородской области.

Кроме этого, если такие действия совершаются должностными лицами государственных или муниципальных органов, то фактически они используют ненадлежащим образом свое должностное положение. В этом случае данные факты могут быть предметом рассмотрения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданского (муниципального) служащего и урегулированию конфликта интересов. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 июля 2010 года № 821 они создаются в каждом государственном органе и органе местного самоуправления. Гражданин может написать заявление руководителю данного органа или вышестоящему руководителю о рассмотрении поведения должностного лица на данной комиссии.

Валерий Павлович, г. Дзержинск

Валерий Владимирович, здравствуйте! Какая работа ведется в нашем регионе по усилению контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и организаций?

Уважаемый Валерий Павлович! Ваш вопрос не относится напрямую к теме конференции, он более общий. Касаясь вопроса рассмотрения органами власти обращений граждан следует отметить, что в Нижегородской области в числе не многих субъектов РФ принят закон от 07.09.2007 № 124-З (в ред. от 02.12.2015) "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Нижегородской области". Он предоставляет возможность для передачи обращений, подтверждения их регистрации, в т.ч. коллективных обращений, как граждан так и юридических лиц. Регламентирует порядок личного приема. Закон предписывает принятия каждым органом положения о рассмотрении обращений граждан. В любом случае на каждое обращение заводится контрольная карточка.

Более того, в практике работы с обращениями в Законодательном Собрании имеется выездные проверки по обращениям, а также контроль ответа на обращение (с запросом копии ответа заявителю) если для рассмотрения по существу оно направлено в другой орган или должностному лицу по подведомственности.

Ольга Львовна

Добрый день, Валерий Владимирович, какую ответственность несет человек, сообщивший о факте коррупции, если этот факт не будет доказан?

Здравствуйте Ольга Львовна!

В своем вопросе Вы указываете на сообщение о выявленном "факте" коррупции, т.е. не о слухах, догадках и т.п. Цель такого сообщения должна быть либо пресечение коррупционного правонарушения, преступления либо привлечение к ответственности виновных в его совершении. Если же цель такого сообщения продиктована распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, то, полагаю, данные действия могут образовывать состав и уголовного преступления (например, предусмотренного статьями 128.1. "Клевета", и 298.1. "Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава" Уголовного кодекса РФ).

Елена С.

Валерий Владимирович, добрый день! Наверно мой вопрос не совсем по теме, меня интересует, существует ли система поощрений, награждений госслужащих за хорошее доброжелательное отношение к обращающимся гражданам, ведь есть же "книги жалоб и предложений" в сфере услуг и торговли, как можно выразить свою благодарность тем чиновникам, которые помогают, объясняют, или подразумевается, что так и должно быть?

Спасибо.

Уважаемая Елена!

Очень рад, что в рамках темы противодействия коррупции есть место и позитивным пожеланиям. Не соглашусь с теми, кто огульно критикует власть и "чиновников" (уже само это слово стало носить негативный характер). Большинство государственных и муниципальных служащих профессиональные, компетентные люди, многие из которых выбирают службу – профессию по призванию.

Специальной системы поощрений нет, а она и не требуется. Чтобы выразить благодарность достаточно написать письмо руководителю того органа, в котором работает служащий, либо разместить сообщение на официальном сайте этого органа в сети Интернет в разделе, посвященном обращениям граждан. Такая возможность обратной связи сегодня имеется у всех государственных и муниципальных органах, имеющих свои официальные сайты.

Владимир

Добрый день! Какие меры принимаются по борьбе с "откатами"? Какова статистика по Нижегородской области, растет ли раскрываемость таких преступлений, или наоборот их стало меньше в связи с обострившейся борьбой с коррупцией?

Уважаемый Владимир!

Затронутая Вами проблема очень емкая, поскольку "откаты" как противоправное деяние может охватывать разные экономические, коррупционные преступления и правонарушения в различных сферах государственного управления (это и бюджетные правоотношения, и закупки для государственных нужд, и управление гос.имуществом и т.п.). Например, по данным МВД России о состоянии преступности за 10 месяцев 2015 года, можно взять только две формы ответственности за "откаты": статью 204 УК РФ "Коммерческий подкуп", по которой в 2015 году выявлено 1668 преступлений (13,6% к аналогичному периоду 2014 года), статью 291.1 УК РФ "Посредничество во взятничестве", по которой в 2015 году выявлено 536 преступлений (+2,2% к 2014 году). В целом количество преступлений коррупционной направленности в 2015 совершено 27819 (-3% к 2014 году).

Владимир, Вы задаете вопрос, напрямую относящийся к деятельности правоохранительных органов. Рекомендую конкретизировать его и адресовать в Главное управление МВД РФ по Нижегородской области.

Николай С.

Добрый день! Валерий Владимирович, какова роль средств массовой информации в противодействии коррупции на государственной и муниципальной службе?

Уважаемый Николай!

Средства массовой информации сегодня - это основной источник получаемых нами сведений. СМИ являются мощным средством, формирующим общественное мнение, а следовательно и средством профилактики коррупционных правонарушений. Общеизвестно, что качественное законодательство, независимый суд и независимые СМИ – три неотъемлемых фактора демократического государства, в котором нет места коррупции.

Антикоррупцинное образование и пропаганда в СМИ отнесены Законом Нижегородской области "О противодействии коррупции в Нижегородской области" к основным мерам по противодействию коррупции и в обязательном порядке включаются в мероприятия областных целевых программ по профилактике правонарушений, преступлений, в том числе коррупционных. Вот несколько цифр из информации о реализации областной программы по профилактике правонарушений за 9 месяцев 2015 года: за истекший период 2015 года на тему противодействия коррупции в органах государственной власти в СМИ вышло 970 материалов, из них: в телепрограммах– 167, в радиопрограммах – 98, в печатных изданиях – 292, сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» – 376.

Много это или мало – сложно оценить. Нужна постоянная работа в СМИ, информирующая о деятельности органов власти в сфере профилактики и борьбы с коррупцией, изобличающая взяточников, показывающая отрицательный характер этого явления, формирующая к нему негативное отношение общества.

Татьяна Николаевна, г. Чкаловск

Валерий Владимирович, какую роль в борьбе с коррупцией несет повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих?

Уважаемая Татьяна Николаевна!

Вы задается очень сложный, многогранный, но правильный вопрос. Его можно перефразировать и таким образом: какова причинно-следственная связь между низким денежным содержанием служащего и его потенциально коррупционно опасным поведением? Во многом ответ на него лежит в морально-этической плоскости. Любой гражданин приходя на государственную и муниципальную службу должен понимать и принимать те ограничения, обязанности и запреты, связанные с ней.

Тем не менее, полагаю, адекватный уровень обеспечения служащего должен выступать одним из факторов, препятствующих склонению его к совершению коррупционного правонарушения. Именно поэтому Федеральный закон "О противодействии коррупции в РФ" относит повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции. К сожалению реализовать это не всегда возможно, особенно в условиях сложной текущей экономической ситуации.

Ирина К.

Валерий Владимирович, добрый день! У меня такой вопрос, какие мероприятия, направленные на повышение осведомленности и правосознания государственных служащих, недопустимости коррупционного поведения проводятся в Нижегородской области?

Уважаемая Ирина!

Спектр мероприятий, проводимых в Нижегородской области по обозначенной Вами тематике достаточно широк и разнообразен.

Так, ежегодно проводится антикоррупционное обучение служащих по программам курсов повышения квалификации. В начале года проходят практические семинары для руководителей и специалистов кадровых служб по вопросам представления сведений о доходах, о соблюдении ограничений и запретов на государственной и муниципальной службе. Проведение подобных мероприятий Национальным планом противодействия коррупции в РФ вменена в обязанность всех органов государственной власти. Имеется также опыт проведения Управлением государственной и муниципальной службы Нижегородской области выездных зональных семинаров-практикумов в районах области. Разрабатываются памятки и методические материалы по различным направлениям, например, по урегулированию конфликтов интересов на службе и т.п. Обо всех ежегодно проводимых мероприятиях можно ознакомится на сайте Правительства Нижегородской области в разделе "Противодействие коррупции".

В Законодательном Собрании в этом году впервые прошел интересный конкурс "Творчество против коррупции". При этом участники конкурса были не только муниципальные и гражданские служащие, но также и студенты и ученики старших классов общеобразовательных школ. Информацию о конкурсе Вы можете получить, обратившись уже к сайту Законодательного Собрания"

Игорь Владимирович

Здравствуйте, Валерий Владимирович! Как Вы оцениваете отечественное законодательство в борьбе с коррупцией, может быть нужны более жесткие законы?

Здравствуйте Игорь Владимирович!

Современному антикоррупционному законодательству в России всего семь лет. Комплексно оно стало развиваться, по-сути, только с принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". До этого на законодательном уровне вообще не было понятия "коррупция". Поэтому законодательство в этой сфере только формируется, совершенствуется и последовательно развивается. Вспомните, сформированный институт предоставления сведений о доходах, дополнился их проверкой, потом отчетом о расходах, далее расширился круг должностных лиц (включая депутатов), предоставляющих такие сведения, затем запретом иметь счета в иностранных банках и т.д. Совершенствуется уголовное и административное законодательство.

Сейчас на федеральном уровне разрабатывается новая редакция Национального плана по противодействию коррупции на 2016-2017 годы, предусматривающая ужесточения наказания, устанавливая персональную ответственность должностных лиц. Отмечу, что в нашем законодательстве заложен такой инструмент борьбы с коррупцией как обращение в доход государства "незаконно нажитого имущества". В этом году в суды впервые были направлены исковые заявления в отношении тех чиновников, которые не представили сведений, подтверждающих законность приобретения своего имущества. Именно в этом направлении, полагаю, необходимо ужесточить законы и направить усилия правоохранительных органов.

Ольга

Валерий Владимирович, проводятся ли прямые телефонные линии с жителями Нижнего Новгорода по вопросам соблюдения законодательства о противодействии коррупции, как Вы оцениваете эффективность такого способа борьбы с коррупцией?

Уважаемая Ольга!

В одном из предыдущих ответов было указано по каким телефонам следует обращаться с сообщениями по фактам коррупции. В числе них и «горячая телефонная линия» приемной граждан Губернатора и Правительства Нижегородской области, которая проходит в рабочем режиме на постоянной основе.

Обращения граждан по вопросам противодействия коррупции в 2015, 2014 годах показывают, что так же, как и 2013 году, значительная их часть, поступающих по различным каналам, не относится к коррупционной тематике. В основном обращения касаются вопросов социального обеспечения граждан и жилищно-коммунального хозяйства, часть обращений не несет конкретной смысловой нагрузки.

На Интернет-портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области функционирует сервис, предназначенный для сообщений о достоверно известных фактах совершения коррупционных правонарушений должностными лицами государственных и муниципальных учреждений. В течение 2014 года через Интернет-портал поступило 31 сообщение. Из общего количества поступивших сообщений 6 оставлены без рассмотрения, так как имели анонимный характер и не содержали конкретных сведений о совершенных правонарушениях коррупционной направленности. Остальные сообщения направлены на рассмотрение по подведомственности в правоохранительные органы, в прокуратуру области, в органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Тем не менее, "прямые линии" это важный инструмент противодействия коррупции, который применяется во всех странах.

Евгений М.

Добрый день, В.В!
Интересует такой вопрос: Как работники госслужбы могут сообщить о фактах коррупции у них на месте работы?

Как сделать это так, чтобы "остаться незамеченным" и чтоб потом тебя не уволили? Гарантируется ли при этом какая-то анонимность?

Уважаемый Евгений!
Ваш вопрос, полагаю, следует рассматривать с двух сторон. Во-первых, если речь идет о совершении коррупционных действий в отношения самого государственного служащего, то он обязан в силу федерального законодательства сообщить своему представителю нанимателя о склонении его к совершению коррупционных правонарушений. Эта обязанность возложена статьей 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". В каждом гос.органе должен быть принят порядок подачи такого сообщения (уведомления) и порядок его рассмотрения.

Как правило такое уведомления подается в кадровую службу или подразделение по профилактике правонарушений.
В остальных случаях гос.служащий обязан уведомить о факте коррупции правоохранительные органы, органы прокуратуры. В данном случае будут применяться уголовно-процессуальные процедуры, включающие меры и по защите лица, сообщившего о данных фактах. Эти меры, например, урегулированы статьей 11 Уголовно-процессуального кодекса РФ, Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".
В любом случае сообщить о фактах коррупции можно и анонимно.

Перечень соответствующих телефонов имеется на официальном сайте государственных и муниципальных услуг (https://gu.nnov.ru/antikor), контактные данные также указанны и на официальном сайте Законодательного Собрания в разделе "Противодействие коррупции" (http://www.zsno.ru/ru/16114/).
Главное, Евгений, не быть равнодушным в этом вопросе!

Екатерина

Добрый день, Валерий Владимирович!
Может быть, смогли бы привести статистику - сколько в Нижегородской области "взяточников" выявили в 2015 году, например? Какой средний размер взятки?

Добрый день, Екатерина!

Полагаю о статистике за весь 2015 год говорить пока рано, но по данным правоохранительных органов за 9 месяцев 2015 года зарегистрировано 394 преступления коррупционной направленности. Основная доля участия в выявлении фактов коррупции приходится на органы внутренних дел – их удельный вес составил 89% (351 деяние). К категории тяжких и особо тяжких относится 318 преступлений, в крупном и особо крупном размерах совершено 72 преступления. Выявлено 155 преступных деяния против интересов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ), в том числе 128 фактов взяточничества, и 14 – против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ).

Что касается среднего размера взятки, то специальной статистики по данному вопросу не ведется. Как правило указываемые в материалах СМИ, публикациях общественных организаций данные носят оценочный характер. Имеются данные, выявленные в результате проводимого органами исполнительной власти области антикоррупционного мониторинга и социологических опросов. Так, за 2014 год по выявленным преступлениям (согласно информации ГУ МВД России по Нижегородской области) наибольший размер полученной взятки составил 12 млн.рублей, средний размер – 503 тыс. рублей. Данные за 2015 год пока отсутствуют.
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
28 марта