Конференции | «НТА Приволжье» Новости Н. Новгорода

Председатель комитета Законодательного Собрания по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства Михаил Гапонов в рамках интернет-конференции отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"

Тема интернет-конференции: "Новое в законодательстве о государственно-частном партнерстве"
Вопросы Михаилу Гапонову можно присылать до 12 августа. Задать вопрос

Дмитрий

Здравствуйте, Михаил Викторович прошу ответить на ряд вопросов по ГЧП:
- зачем нужен областной закон по ГЧП, если все написано в федеральном законе?
- меры поддержки, указанные в областном законе, есть в областном законе 180-З и других НПА, зачем их дублировать? Кто и на каком этапе будет решать вопрос их предоставления, учитывая, что частный партнер будет определяться по конкурсу, и основные условия соглашения должны быть в конкурсной документации, в т.ч. и объем поддержки?
- почему объем поддержки не рассматривается как критерий конкурса по выбору частного партнера?
- в федеральном законе о ГЧП есть требование к инициатору проекта ГЧП о предоставлении банковской гарантии, а требования к ней не прописаны, в региональном законодательстве это учтено?

Добрый день, Дмитрий!

В федеральном законе как раз не все прописано, некоторые моменты и параметры отданы на региональный уровень. Поэтому нам нельзя без собственного закона, если мы хотим реализовывать проекты ГЧП.
Меры поддержки, конечно, есть в других НПА, но там они адресованы достаточно конкретно (для приоритетных инвестиционных проектов, инновационных проектов, для поддержки предприятий конкретных отраслей и т.д.) и заданы конкретные условия, не всегда подходящие для проектов ГЧП (например, просчет показателей эффективности). Поэтому, конечно, их включили и в закон о ГЧП, тем более это позволяет показать потенциальному инвестору, на какие льготы и меры государственной поддержки со стороны руководства области он вправе рассчитывать при реализации проекта. А вопрос об их предоставлении будет рассматриваться применительно к конкретным проектам ГЧП.

Объем и виды поддержки не могут входить в критерии конкурса, так как эти критерии определяют требования по отношению к частному инвестору (его предложению).
На самом деле, федеральный закон о ГЧП устанавливает требование к банковской гарантии частного партнера – не менее 5% объема прогнозируемого финансирования проекта. В принципе, этого достаточно для подписания соглашения.

Николай М.

Михаил Викторович, добрый день! В чем главная ценность нового регионального и федерального закона о ГЧП?

Николай М., здравствуйте!

Теперь ГЧП стало более интересным для инвестора – частного партнера. Больше список объектов, с которыми разрешено работать и которые можно потом получить в собственность, больше вариантов совместной работы, а в региональном – еще и меры поддержки. Кроме того, в принципе появляется больше возможностей у частного бизнеса, ему не придется конкурировать с госкомпаниями и муниципальными предприятиями за интересные проекты, поскольку по новому закону их участие в ГЧП исключено.

София

Михаил Викторович, в рамках государственно-частного партнерства планировалось реализовать крупный проект – построить мост через Волгу в Подновье или транспортный тоннель. Какова судьба проекта? Позволит ли новый закон о ГЧП ускорить его реализацию?

София, добрый день!
Насколько мне известно, в настоящее время правительством Нижегородской области ведется работа по поиску потенциального инвестора, который готов реализовать проект строительства моста через Волгу в Подновье или транспортного тоннеля на основе ГЧП или концессионного соглашения. То есть, здесь вопрос не в самом проекте, а в том, кто возьмется его реализовать. Будем надеяться, что новый закон, предоставляющий инвестору и широкие возможности, и варианты господдержки, и в принципе направлен на повышение эффективности взаимодействия партнеров ГЧП, поспособствует тому, что проектом заинтересуются не на перспективу, а "здесь и сейчас". В этом случае потенциальный частный партнер должен будет направить в региональное правительство предложение, оформленное в соответствии с действующим законодательством.

Ирина Викторовна, г. Нижний Новгород

Михаил Викторович, здравствуйте. Какие на сегодняшний день проекты, в рамках ГЧП, реализуются в Нижегородской области?

Ирина Викторовна, здравствуйте!
В 2015 году Правительством Нижегородской области заключены следующие соглашения о государственно-частном партнерстве:
1) инвестиционное соглашение о развитии системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (70 комплексов), общий объем инвестиций в проект составит 256,96 млн рублей, срок соглашения 5 лет;
2) соглашение о реконструкции региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Нижегородской области, общий объем инвестиций в проект составит 144 млн рублей, срок соглашения 5 лет;
3) соглашение о государственно-частном партнерстве при реализации проекта по проектированию, созданию и техническому обслуживанию комплекса мониторинга транспортного потока крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств, осуществляемого передвижными и автоматическими стационарными пунктами весогабаритного контроля, общий объем инвестиций в проект составит 210 млн рублей, срок соглашения 5 лет;
4) соглашение о государственно-частном партнерстве при реализации проекта по развитию системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (75 комплексов), общий объем инвестиций в проект составит 250 млн рублей, срок соглашения 5 лет.
В 2016 году соглашения о ГЧП еще не заключались.

Кострова Т.

Михаил Викторович, добрый день! Заключение концессионного соглашения возможно для почти всего перечня объектов соглашения о ГЧП, каковы причины, заставившие отказаться от внесения поправок в концессионный закон, которые сделали бы закон о ГЧП излишним?

Добрый день!
Данное решение было принято на федеральном уровне, поэтому Ваш вопрос стоит задать депутатам Госдумы РФ. Конечно, у них были свои причины так поступить, но подобные разъяснения не предусмотрены в итоговом пакете документов принятого закона.
Мы в Законодательном Собрании Нижегородской области разработали свой региональный закон, но он, конечно, в рамках федерального законодательства, и здесь выбора у нас нет. Этот проект сейчас активно обсуждается, возможно, даже примем его в августе.

Кирилл Викторович

Добрый день! Михаил Викторович, как Вы считаете, много ли потребуется времени на адаптацию потенциальных проектов к новому законодательству ГЧП, наработку новой правоприменительной практики?

Кирилл Викторович, добрый день!
Законодательство о ГЧП обновлено таким образом, что не потребуется адаптировать ни уже действующие проекты, ни потенциальные. В первом случае федеральный закон прямо устанавливает, что для заключенных ранее проектов действуют те нормы, которые были на момент подписания договора. А во втором случае, дело в том, что поправки в федеральное законодательство готовились поэтапно и пролонгировано, а когда были приняты, был еще и переходный период для их вступления в силу. Поэтому, подразумевается, что, если кто-то и начал в этот период готовить проект, он уже был в курсе планируемых изменений.
В Нижегородской области этот вопрос не стоит, поскольку те проекты, которые планировались, уже были заключены к этому моменту. И сейчас мы можем вести разговор лишь о тех потенциальных проектах, которые предполагаются, но еще и не начинались оформляться. А их, конечно, будут готовить уже в соответствии со всеми обновленными нормами.
Что же касается подготовки необходимых поправок на региональном уровне, то нам, действительно, потребуется некоторое время. Во-первых, в Законодательном собрании мы, возможно уже в этом месяце, примем нижегородский закон о ГЧП (он принят в первом чтении и сейчас с Правительством области и депутатами мы дополняем и корректируем некоторые его положения). А, во-вторых, после это должны будут приняты ряд нормативных актов и постановлений руководством региона и уполномоченными органами. Предполагаю, на все это уйдет не более двух месяцев.

Ольга С., г. Нижний Новгород

Михаил Викторович, добрый день! Какие опции по поддержке инвесторов предусмотрены законом Нижегородской области, чтоб он стал более привлекательным для бизнеса?

Ольга, здравствуйте!
ГЧП сам по себе достаточно привлекательный инструмент для бизнеса. Надо понимать, что, если твой партнер по проекту – государство, то и риски меньше, и перспективы более четкие, и даже есть какие-то гарантии развития. Но, не стоит думать, что это освободит частного партнера от необходимости усиленно работать и вкладывать немало сил и ресурсов в реализуемый проект. На региональном уровне мы это прекрасно понимаем, поэтому, в законе, что готовит Законодательное Собрание Нижегородской области, в отличие от федерального, есть пункт о господдержке частного партнера.
Согласно ему, поддержка частного партнера в связи с реализацией соглашения о государственно-частном партнерстве может осуществляться в следующих формах:
1) предоставление налоговых льгот на основаниях, в порядке и на условиях, предусмотренных федеральный и региональным законодательством РФ о налогах и сборах;
2) предоставление субсидий на финансирование создания объекта ГЧП, его эксплуатации и (или) технического обслуживания в соответствии с бюджетным законодательством РФ в порядке, установленном Правительством Нижегородской области, при условии (если на очередной финансовый год и плановый период предусмотрены средства на указанные цели);
3) установление льготных ставок арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности региона, в соответствии с законодательством Нижегородской области;
4) предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налогов в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом РФ;
5) предоставление инвестиционного налогового кредита в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом РФ;
6) предоставление государственных гарантий Нижегородской области при условии их утверждения в составе соответствующей региональной программы;
7) предоставление объектов залогового фонда Нижегородской области в соответствии с законодательством региона;
8) в иных формах, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству Нижегородской области.
А конкретные условия и набор мер господдержки по каждому конкретному проекту будут обговариваться, я предполагаю, на стадии его подготовки.

Кристина

Здравствуйте! Михаил Викторович, насколько крупным должен быть объект, чтобы претендовать на возможность участвовать в программе ГЧП?

Кристина, добрый день!
Соглашение о государственно-частном партнерстве заключается на основе проекта, специально разработанного для этого. Проект может подразумевать и использование какое-либо объекта (движимого и/или недвижимого имущества, имущественный комплекс), и строительство такового, и возведение/эксплуатирование сразу нескольких объектов, и просто их техническое обслуживание. И размер объекта здесь не играет роли, законодательно эти рамки не установлены.
Недавно обновленный федеральный закон о ГЧП определяет, что может быть объектом соответствующего соглашения (без ограничения по размеру, стоимости, физическому износу и т.д.). То есть, главное вид объекта, а не его характеристики.
Согласно ст. 7, п. 1 профильного закона N 224-ФЗ, устанавливается следующий перечень объектов для заключения соглашения о ГЧП:
1) частные автомобильные дороги или их участки, мосты, защитные и искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (используемые при ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), дорожного сервиса;
2) транспорт общего пользования, за исключением метрополитена;
3) объекты железнодорожного транспорта;
4) объекты трубопроводного транспорта;
5) морские, речные и специализированные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения;
6) морские, речные суда и смешанного (река - море) плавания, а также осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;
7) воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства;
8) объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии;
9) гидротехнические сооружения, стационарные и (или) плавучие платформы, искусственные острова;
10) подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации;
11) объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения и иной деятельности в сфере здравоохранения;
12) объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения;
13) объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
14) объекты благоустройства территорий, в том числе для их освещения;
15) мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры, за исключением государственных мелиоративных систем;
16) объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, включенные в утвержденный Правительством РФ соответствующий перечень;
17) объекты охотничьей инфраструктуры;
18) имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности.
И, стоит отметить, что в законе специально подчеркивается: решение о том, может ли какой-либо объект стать частью соглашения о ГЧП или нет, решается отдельно в каждом случае. Так, например, в отношении конкретного порта или моста на законодательном уровне может быть закреплена его принадлежность исключительно к государственной собственности. А это нивелирует заинтересованность потенциальных частных партнеров.
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
28 марта