Конференции | «НТА Приволжье» Новости Н. Новгорода

Депутат Законодательного Собрания Нижегородской области Галина Клочкова в рамках проекта "Интернет-конференция" отвечала на вопросы читателей "НТА-Приволжье"

Тема интернет-конференции: "Итоги учебного года 2016-2017. Планы и перспективы". Вопросы для Галины Клочковой можно присылать до 24 мая.
Задать вопрос

Ирина Константиновна

Здравствуйте. Галина Юрьевна, какие законопроекты, касающиеся системы дополнительного образования, рассматриваются в Законодательном собрании Нижегородской области

Здравствуйте!

По дополнительному образованию пока отдельных законопроектов не обсуждалось. Но в конце апреля фракция "Единая Россия" провела расширенное заседание с участием депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ. Обсуждая проблемы и перспективы, депутаты и чиновники согласились, что требуется всестороннее межведомственное взаимодействие в этом вопросе. Интересно, что современные подходы к развитию дополнительного образования требуют кадрового обновления, программ государственно-частного партнерства, поиска интересного опыта в разных сферах интересов детей и родителей. Надеюсь, что в проекте бюджета на новый финансовый год мы увидим обоснованное увеличение расходов на эти цели.

Мне кажется важной также идея повышения статуса педагога дополнительного образования, учреждение федеральной награды "Почетный работник дополнительного образования".

Я думаю, мои коллеги-депутаты поддержат соответствующее обращение.
Строительство новых микрорайонов должно также сопровождаться обязательным выделением помещений для дополнительного образования. А перевод школ на односменную работу в идеале будет проходить одновременно с внедрением программ развития дополнительного образования в школах.

Ольга

Галина Юрьевна, добрый день! Существует ли программа финансирования, позволяющая детям ездить на соревнования в другие регионы не за счет собственных средств, запланировано ли увеличение таких средств на следующий учебный год?

Добрый день!

В Нижегородской области действует государственная программа "Развитие физической культуры и спорта", в которой предусмотрены целевые показатели по увеличению числа детей и подростков, занимающихся физкультурой и спортом. Но строки, конкретно указывающей на финансирование проезда к месту соревнований нет.

В соответствующем Законе Нижегородской области есть пункт об обеспечении "подготовки к межрегиональным спортивным соревнованиям, всероссийским спортивным соревнованиям и международным спортивным соревнованиям и их участия в таких спортивных соревнованиях". Думаю, что отдельные вопросы министерством спорта успешно решаются, в том числе и с привлечением спонсорских денег.

Однако, в ходе обсуждения вашего вопроса и подобных ему, касающихся музыкальных конкурсов и интеллектуальных состязаний, есть понимание у депутатов, что при обсуждении очередных поправок в бюджет и при планировании расходов будущих периодов, необходимо проработать вопрос о транспортировке детей на подобные соревнования, смотры, конкурсы и т. д.

Анатолий Черепанов

Насколько эффективным можно назвать такую новацию в образовании, как Всероссийские проверочные работы? Следует ли развивать эту форму работы, а если да, то в чем кроются резервы для ее совершенствования?

Здравствуйте!

Все мы прекрасно понимаем, что, например, тщательный подсчет денег в кармане не может сделать экономику отдельной семьи эффективной. Считать и анализировать нужно, но это лишь часть действительно важной работы. Так и с проверочными работами, на каком бы уровне они не проводились - на уровне отдельной школы, района, города, области или страны.

Проверять, на мой взгляд, нужно с определенной целью, тогда и качество проверочных работ, и их оценка будут иметь смысл. Что мы хотим измерить? Если по ФГОСам, то какие-то навыки? Как, с помощью каких инструментов, какие выводы для лучшей работы учителей они могут дать? Вот тогда будет и учителю полезно и интересно, и ученику, и родителю. Пока это только цифры и проценты, оргвыводы и страх перед очередной такой "проверкой".

Оксана

Как вы думаете, стоит ли пышно отмечать выпускные или лучше провести его в школе? Как вы относитесь к таким формам проведения выпускных, как аренда ресторанов, теплоходов?

Добрый день, спасибо за хороший вопрос!

Что такое праздники в школе? Кто принимает решение об их проведении? На подобные вопросы школы отвечают обычно так: "По просьбе родителей". В то же самое время родители забрасывают письмами и звонками редакции и приемные депутатов, жалуясь на серьезные инвестиции в так называемые "выпускные" из дошкольных учреждений, после 4 и 9 классов.

Про 11 класс даже сложно говорить, здесь почти единодушно желают праздника очень многие. Я за торжественные собрания с минимумом атрибутов пышных праздников. Работаю с родителями своих учеников постоянно, предупреждая излишнюю роскошь и неуместные траты. Удается многое: мы не проводим праздники в 4 и 9 классах, а выпускной стараемся сделать максимально сдержанным, приглашая к участию в церемонии и празднике КАЖДУЮ семью.

Родители должны обращать внимание детей на содержание праздника, а не на количество затраченных денег. Учителя могут и должны учить скромности не только детей, но и родителей, акцентируя очень аккуратно внимание на возможном неравенстве финансовых возможностей разных семей.

Анна

Как Вы думаете, как можно избавиться от волокиты с документами? учителя школ так страдают от этого...

Добрый день!

Думаю, что мы не скоро сможем признать фактическую свободу школы от тотального контроля вышестоящих организаций, хотя
"Закон об образовании в РФ" довольно четко регламентирует права и обязанности образовательных учреждений. Здесь важна воля и уверенность руководителей и организованность педагогических коллективов.

Именно консолидированной позиции часто не хватает в диалоге не только с чиновниками, а и организациями, призванными помогать учителям, а не "мониторить" их работу. Недавно на заседании Законодательного собрания Нижегородской области обсуждали, к примеру, очередные суммы на очередную систему независимого мониторинга. Удалось отклонить поправкой.

Но документация по анализу собственной деятельности необходима школе как способ исправления ошибок, выстраивания стратегии, внесения изменений в образовательную программу. В этом я убеждена.

Михаил

Добрый день, инициатором каких проектов закона Вы являетесь в парламенте? Что сделали для школ и учителей за последнее время?

Добрый день! На вопрос о законотворчестве я уже отвечала, а вот о помощи школам и учителям хотела бы сказать особо.

Ко мне обращаются за помощью директора школ, имеющие проблемы с производством ремонтных работ, покупкой оборудования, оснащением библиотек. За 2016 год помощь была оказана  трем дошкольным учреждениям и девяти школам, одному колледжу и одной спортивной школе.

Мне очень важно также в общении с учителями и директорами школ поддерживать инновационные проекты и интересные инициативы. Я стараюсь помогать не только материальными ресурсами, а и консультациями и обсуждением вопросов профессиональной переподготовки, развития образовательных программ в школе и дошкольном учреждении.

Иногда самые неразрешимые, с точки зрения учителя, конфликты можно преодолеть путем консультаций с привлечением юристов, психологов, опытных педагогов и администраторов. Такой опыт у меня есть. Надеюсь быть полезной в этой работе и новым коллегам.

Петр

Галина Юрьевна, какие на Ваш взгляд на данный момент самые востребованные специальности и какой ВУЗ порекомендовать в Нижегородской области своим детям.

Мир стремительно меняется. Даже самые смелые предположения могут не сбыться. Востребованы всегда будут не специальности или профессии, а навыки и личностные качества: навыки самоорганизации,способность к коммуникациям и эмоциональный интеллект в том числе.

Какие из ВУЗов готовы отвечать современным вызовам? Обратите внимание не только на преподавательский состав, но и на разнообразие инфраструктуры, качество библиотеки, оснащенность лабораторий и мастерских. Учитывать возможности дистанционных программ тоже очень правильно. ВУЗы Нижнего Новгорода предлагают также разные льготы для поступающих одаренных детей. Неплохо бы родителям знать и эти программы.

Помните, что ЕГЭ дает возможность выбирать не только из ВУЗов нашего региона, смелее мечтайте вместе с вашими детьми о хорошем базовом высшем образовании, а затем точно подбирайте специализацию. Может, Вам мои рекомендации и покажутся слишком общими, но это, скорее, инструкция для ваших действий, а не совет.

Елена

Какие законопроекты в сфере образования были инициированы вами с начала работы 6 созыва? Проводится ли вами хоть какая-то работа в этом направлении?

Спасибо за правильное отношение к работе депутата - мы действительно можем что-то изменить, лишь предлагая новые законы или внося изменения в уже существующие законы. К сожалению, принципиально изменить что-то в образовании могли бы изменения в Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации".

В прошлом созыве мной был уже пройден один путь по изменению этого закона в части итоговой аттестации выпускников. Инициатива не была поддержана большинством, хотя идею создания круглогодичных центров по сдаче ЕГЭ много обсуждали. Далее работа была продолжена фракцией "Справедливая Россия" в Государственной Думе Федерального Собрания по моим материалам, в том числе, был внесен законопроект о возможном выборе форм итоговой аттестации выпускником. Тоже не был поддержан.

Сейчас я жду итогов экзаменационной кампании этого года - июнь месяц - представлю своим коллегам- депутатам анализ не только результатов, что мы видим традиционно каждый год, но и проблем организации и финансирования итоговой аттестации девятиклассников и одиннадцатиклассников.  Думаю, по итогам будем готовить Постановление о направлении в Государственную Думу предложений.

Также поддерживаю связь с коллегами из разных регионов - инициативы по ЕГЭ во многом схожи. Напомню, что золотые медали выпускникам удалось вернуть именно благодаря слаженной работе региональных парламентов многих регионов.

Марина

Как вы считаете, наша система образования все еще лучшая в мире? что бы вы изменили, будь вы президентом страны?

Система образования - очень сложная и консервативная система, к сожалению. Её проблемы - это отражение проблем страны. Дело не в отсутствии средств в бюджете - их ни в одной стране мира недостаточно, по мнению большинства - а в эффективности управления. Сначала должна быть понятна миссия школ, например, и среднего образования в целом, а затем разработаны настоящие стандарты, понятные как с содержательной точки зрения, так и по инфраструктуре школ и дошкольных учреждений.

Главным всегда в нашей стране был учитель - ему доверяли, его обучали и поддерживали, а сегодня речь в основном идет о его зарплате. Учитель может и должен отвечать за результат, и раньше, подписывая школьный аттестат он своим авторитетом гарантировал качество. А сейчас на первый план выходят репетиторы по всем предметам. Могут они научить? Да, могут. Но дети должны научиться сами. Для этого и нужна современная школа. И именно поэтому наши школы раньше считались лучшими в мире.

Даже самый сильный президент не сможет сделать того, что могут учителя и ученики. При поддержке и доверии родителей. А мое первое решение на посту президента было бы связано с "привязкой" ЕГЭ к поступлению в ВУЗы и разрешению школам самостоятельно осуществлять итоговые аттестации согласно утвержденным образовательным программам. Тогда доверие к школе и учителю пусть медленно, но будет расти, а качество подготовки выпускников отражаться не на поступлении в ВУЗы, а на дальнейшей работе по развитию города, страны, мира.  

Игорь

Галина Юрьвна, уже не первый раз Вам пишу! Приятно видеть, как Вы бьетесь в Заксобрании с нашими насущными школьными вопросами...да, я сам учитель...

Как Вы считаете, реально ли уже Нижегородской области отказаться от второй смены? И когда это произойдет? Не тормозим ли мы с программой по строительству школ по сравнению с другими регионами?

Добрый день! Спасибо за поддержку. Действительно, бизнес - подходы в вопросах социального развития не совсем полезны. Мои коллеги - депутаты, спасибо им, готовы выслушивать мои довольно "скучные" комментарии и вопросы по этой теме.

Да, строительство новых школ уже не мечта, а реальность. Но, что меня действительно беспокоит, нет интересных современных проектов, а на дворе 21 век, и пока строим, сегодняшнее устареет безнадежно. Образовательные технологии обязаны развиваться вместе со школьной инфраструктурой. Мы обсуждаем ликвидацию второй смены, а вопрос серьезнее - о развитии школьных образовательных программ, например, за счет дополнительного образования.

Вопрос о концепциях школ полного дня, что особенно актуально для начального образования. Насколько мы готовы обсуждать это? И да, разграничение полномочий между субъектом федерации и муниципалитетами, пожалуй сильнее всего заметно именно в образовании, особенно, когда усилия необходимо объединять, а мы "считаемся", кто оплатит проектно - сметную документацию, без которой федерального финансирования не получить. Надеюсь, общими усилиями, мы сдвинем эту программу и сделаем больше, чем сейчас наметили.

Анжела

Здравствуйте. Сейчас почему-то наметилась тенденция по сокращению малокомплектных школ и переводу детей в школы, где больше места? Мой ребенок ходит в школу в Нижнем Новгороде, но летом приезжает к бабушке в деревню, его сверстники и их родители очень жалуются. Школы сокращают, а транспорт не предоставляют, идти до школы дальше, самим добираться возможности нет.. Вы планируете поднимать этот вопрос на законодательном уровне? Может быть, стоит запустить школьные автобусы какие-то?

Здравствуйте! Полностью поддерживаю вашу заботу о сельских школах, которые в рамках оптимизации получили наименование "малокомплектные". Их в области на прошлый учебный год числилось 168. Финансирование таких школ действительно довольно существенно отличается от подушевого. И работа по сохранению школ и развитию школьной сети затрудняется ещё и потому, что муниципалитеты имеют довольно скромные бюджеты.

Моё мнение - на школах экономить нельзя. Эффективность бюджетная не может быть подменена поиском важных стратегических решений по развитию территорий. Хорошая школа может быть аргументом для малоэтажного строительства, для увеличения численности населения в отдельных районах нашей области.

Мы много обсуждали и тему автобусов как с точки зрения финансирования, так и с точки зрения обеспечения безопасности, что с учетом качества некоторых дорог - отдельная проблема.

В этом году мной как депутатом в рамках обсуждения Программы социально-экономического развития региона был инициирован вопрос о соотношении численности учащихся по районам области и перспектив строительства новых зданий и пристроев к школам. Депутаты, представляющие территории, подробно анализируют ситуации в каждом населенном пункте, мы готовим поправки в бюджет, работа идет довольно медленно, но понятен хотя бы масштаб и тактика.

Михаил

Галина Юрьевна, добрый день. Есть ли у вас информация, сколько школьников заканчивают год на отлично? увеличилось ли их количество по сравнению с прошлым годом?

Добрый день! Информации, к сожалению, пока быть не может - впереди итоговая аттестация выпускников.

Надеюсь, что медалистов будет не меньше, чем в прошлом году. Статистика по Нижегородской области такова - 2014 год - 1089 медалистов, 2015 - 1350, 2016 - 1380. Как видите, есть повод для оптимизма!

Очень достойно выглядят наши выпускники на предметных олимпиадах, министерство образования и науки Нижегородской области ежегодно представляет этих ребят и учителей, которые их подготовили.
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
28 марта