Конференции

Депутат Законодательного собрания Нижегородской области Юрий Балашов в рамках интернет-конференции отвечал на вопросы читателей "НТА-Приволжье"

Тема интернет-конференции: "Актуальные вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения".

Вопросы Юрию Балашову можно присылать до 19 апреля.

Задать вопрос

Инга

Юрий Павлович, здравствуйте.  Хотелось бы узнать Ваше мнение, кому принадлежит ведущая роль в патриотическом аспекте воспитания ребёнка:  семье или детскому саду, школе?  И что же делать, если родителям не хватает времени, а педагогам, за ворохом бумаг, новых требований порой некогда качественно учить, что уж говорить о воспитании?

Инга, здравствуйте!

Давайте будем откровенны: мы, родители, при всей загруженности по месту работы, когда есть необходимость, находим время и на встречи с друзьями, и на отдых и развлечения с детьми. Это вопрос приоритетов. Патриотическое воспитание в семье неотделимо от процесса воспитания в целом.

Близится главный праздник нашей страны, День Победы. Призываю Вас и всех родителей использовать этот день не в качестве очередного выходного для поездки на дачу, а в том числе с пользой для патриотического воспитания детей.

Время неумолимо. Пройдет еще несколько лет, и участники войны уже не смогут лично посетить парад, возложить цветы к Вечному огню. Наши дети должны успеть их поблагодарить.

В остальном замечу, что роль воспитателя должна играть и школа, и учреждения дополнительного образования, такие как детские подростковые клубы по месту жительства, дома детского творчества.

Елена Д.

Юрий Павлович, здравствуйте. Патриотическое воспитание достигает своей цели только тогда, когда методы и формы работы у детей вызывают интерес при активном участии их в деятельности.  Какие методы, на Ваш, взгляд наиболее интересны подрастающему поколению?

Здравствуйте, Елена!

Считаю, что сегодня молодежи интересны интерактивные формы патриотического воспитания.

Например, уже упоминавшиеся мной исторические квесты, викторины, игры "Что? Где? Когда?", исторические реконструкции, мультимедийные экспозиции и интерактивные музеи, где экспонаты можно потрогать руками, конечно, качественные зрелищные фильмы.

При этом, одним из главных принципов общения с детьми в любом формате я считаю искренность и вера в то, о чем говоришь.

Игорь

Здравствуйте, Юрий Павлович. Сложно переоценить роль СМИ в процессе формирования гражданско-патриотических качеств личности. Как обстоят дела в нашем регионе по освещению районных, окружных и городских мероприятий патриотической направленности?

Здравствуйте, Игорь!

Вы обратили внимание на важный вопрос. Досадно, когда масштабные мероприятия патриотической направленности, а в широком смысле многие добрые начинания нижегородцев остаются незамеченными для средств массовой информации, не доходя до читателей, зрителей и слушателей.

Возможно, для некоторых СМИ такие события - неподходящий формат. Но немало обратных примеров - газеты "Земля Нижегородская", "Голос ветерана", "Российская газета", радио "Образ" и многие другие информационные каналы ведут историко-патриотические проекты.

Нашим патриотам стоит быть более активными в освещении своей деятельности как в традиционных СМИ, так и в соцсетях. Держа руку на пульсе времени, мы сможем рассказать больше и вовлечь в патриотическую работу новых единомышленников.

Михаил

Добрый день! Что предпринимается на сегодняшний день в деле поднятия престижа службы в Вооруженных Силах РФ.

Михаил, добрый день!

В этой сфере - немало положительных изменений. Они коснулись, например, быта солдат, проходящих военную службу по призыву.

Теперь "срочники" освобождены от хозяйственных обязанностей – эти функции переданы частным компаниям. Стало больше свободного времени для боевой подготовки и занятий спортом. Также на территории войсковых частей разрешено пользоваться сотовой связью и выходить в интернет. Значительно улучшился рацион питания наших воинов.

За последние годы в разы выросло число военнослужащих – контрактников, растет конкурс в военные вузы. Условием привлечения будущих офицеров является их социальное обеспечение, трудоустройство после окончания военных училищ, достойное денежное довольствие.

Нельзя не отметить и общий патриотический подъем, связанный с возвращением Крыма: российская армия вызывает законную гордость у соотечественников и является гарантом мира и стабильности.

Оксана

Юрий Павлович, добрый день! Достаточно ли, на Ваш взгляд,  образовательные учреждения взаимодействуют с музеями, учреждениями культуры, в процессе патриотического воспитания молодежи?

Здравствуйте, Оксана.

На примере Советского района Нижнего Новгорода могу сказать, что школы достаточно активно посещают музеи как в областном центре, так и за его пределами.

Например, один только музей боевой славы, расположенный в военном комиссариате Советского и Нижегородского районов в год посещает пять тысяч школьников.

Огромным спросом школьников пользуется мультимедийный исторический музей "Россия – моя история".

Хочу обратить Ваше внимание на такую уникальную точку преломления культуры, образования, истории как школьный музей. Особенностью такого музея является то, что зачастую посвящен он теме, кровно близкой ученикам, коллективу образовательного учреждения, сохраняя в себе социальную память о прошлом.

В качестве примера могу привести Нижегородский техникум отраслевых технологий, где ветераны – бывшие преподаватели техникума выступили с идеей создания Музея строительной отрасли. И не просто высказались – разработали концепцию, провели опись сохранившихся экспонатов, собрали материалы об истории техникума среди педагогов, и сейчас участвуют в грантовых конкурсах для реализации этого большого дела.

Таким образом, в Советском районе может появиться новый музей, который послужить не только делу патриотического воспитания, но и профессиональной ориентации молодежи.

Игорь

Сформирован ли на сегодняшний день системный подход к воспитанию подрастающего поколения на основе патриотизма, который бы включал политические, духовно-нравственные, социальные меры воздействия.

В конце прошлого года в Госдуму внесен проект федерального закона "О патриотическом воспитании в Российской Федерации". Закон должен был определить цели, принципы и направления патриотического воспитания в России, придав ему системный характер.

Однако на данном этапе Правительство дало отрицательный отзыв на законопроект ввиду того, что в документе не определены конкретные механизмы. Полагаю, что данный законопроект будет доработан.

На данный момент система патриотического воспитания регулируется действующими образовательными стандартами и региональным законодательством субъектов Российской Федерации.

Анна Н.

Какие шаги необходимо предпринимать, чтобы старшеклассники проявляли интерес к занятиям патриотического направления?

В дополнение к озвученным ранее тезисам по этой теме, могу добавить, что лучший пример для подростка – это личный пример родителей.

Допустим, если папа внушает сыну, что курение вредит здоровью, а сам подвержен этой привычке, ничего не выйдет, доверие будет потеряно. Обратный рецепт – находить время для знакомства с историей семьи, совместного культурного досуга, прогулок по улицам и достопримечательностям родного города, путешествий по России.

Все это даст добрые всходы в душах молодого поколения.

Ольга

Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами, как же воспитать у ребенка чувство любви к Родине, уважительное отношение к труженику и результатам его труда?

Ольга, добрый день!

Для детей воспитание любви к Родине должно осуществляться в доступной, например, игровой форме во время посещений интересных мероприятий, понятных школьникам этого возраста.

В числе основных мероприятий, нацеленных на формирование патриотизма у младших школьников, находятся тематические классные часы, различные деловые игры, праздничные встречи с ветеранами, личные беседы, захватывающие викторины, коллективные соревнования, творческие мастер-классы, выездные экскурсии, знакомство с народным фольклором и обрядностью.

Посмотрите на экспозицию военной техники у кремлевской стены в Нижнем Новгороде – в любую погоду ее исследуют дети разных возрастов. Для кого-то из них с этого и начнется Родина.

Сергей

Добрый день! Юрий Павлович, считаете ли Вы, что в современной образовательной системе недостаточно времени отводится на уроки истории? Ведь это затрудняет работу со школьниками по патриотическому воспитанию.

Добрый день, Сергей!

Преподавание истории в школе часто вызывает у россиян вопросы, достаточно вспомнить обсуждение концепции единого школьного учебника по отечественной истории. Вопрос об увеличении часов на изучение истории, в частности, Великой Отечественной войны в школьной программе поднимался на уровне министра образования и науки России.

Однако, пока эксперты прорабатывают этот вопрос, я бы обратил внимание на эффективность и качество использования этого времени, а также на возможность внеурочной работы в школе, участие системы дополнительного образования в патриотическом воспитании.

Пользуясь случаем, хочу пригласить Вас и всех нижегородцев 21 апреля принять участие в международной акции "Тест по истории Великой Отечественной войны". Аналог "тотального диктанта", тест по истории уже несколько лет проходит на площадках нижегородских школ и вузов. Более подробную информацию Вы можете найти на сайте кдгр.рф

Олег

Одним из аспектов патриотического воспитания подрастающего поколения является объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к изучению истории своего города, семьи. С какого возраста и с чего именно, на Ваш взгляд, нужно начинать рассказывать детям об истории малой родины?

Олег, спасибо за Ваш вопрос, он очень важен.

За последние несколько лет нижегородские историки и литераторы выпустили ряд изданий, которые позволяют познакомить даже самых маленьких детей с отечественной историей. Например, книги серии "Азбука маленького нижегородца": "Аз и Буки и солдат "забытой" войны", "Путеводитель по городу Нижнему Новгороду", "Народные промыслы и ремесла".

17 апреля в 16-00 в библиотеке семейного чтения имени И.В. Зуева (ул. Шишкова, д.3) Советского района пройдет презентация работы профессора ННГУ Федора Селезнева "Популярная история Нижегородского края". Эта увлекательная книга будет интересна и детям, и их родителям.

И, конечно, история станет гораздо ближе и понятнее каждому, кто посмотрит на нее через призму истории собственной семьи.

В минувшем году мы выпустили первый сборник творческих работ школьников под названием "Герой Советского района". Попросив ребят рассказать в том числе о своих заслуженных предках, мы получили множество искренних рассказов и рисунков, наполненных теплотой и гордостью за свою семью.

Уверен, что эмоции, полученные ребятами в ходе знакомства с историей своей семьи, станут прочной основой для воспитания патриота и гражданина.

Ольга Николаевна Р.

Юрий Павлович, добрый день! Работа по патриотическому воспитанию школьников дает возможность отвлечения их от негативного воздействия улицы и привлечение к общественно-полезной деятельности. Какие формы и методы работы со школьниками по патриотическому воспитанию наиболее действенны?

Уважаемая Ольга Николаевна, добрый день!

Существуют различные классификации направлений патриотического воспитания. Из опыта стоит отметить следующие направления: военно-патриотическое, гражданское, духовно-нравственное и историко-культурное. Все они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Вы совершенно правильно отметили, что участие в патриотической работе отвлечет школьников от "улицы". Мероприятие должно соответствовать возрасту, интересам ребенка, а, самое главное, должно быть лишено формализма. Посмотрите, например, с каким интересом дети, да и взрослые, изучают экспозицию открытого в минувшем году на Нижегородской ярмарке мультимедийного исторического парка "Россия - моя история".

Немало других примеров интерактива - реконструкции сражений Великой Отечественной войны, исторические квесты с заданиями на смекалку и физическую ловкость. Такие события воспитывают гордость за нашу страну, позволяя в увлекательной форме познакомиться со страницами отечественной истории.

Иван Николаевич

Добрый день! Юрий Павлович, насколько остро стоит проблема недостаточной профессиональной подготовки специалистов, особенно молодых, занимающихся вопросами патриотического воспитания детей и подростков?

Уважаемый Иван Николаевич, добрый день.

Вы подняли важный вопрос подготовки кадров. Патриотическое воспитание молодежи относится к сфере реализации государственной молодежной политики. И хотя наши вузы не готовят политических работников, как прежде востребованы воспитатели (педагоги).

Именно они, школьные учителя, педагоги дополнительного образования, наряду с профессиональными историками, военными, спортсменами, представителями творческих профессий, служащими администрируют процессы патриотического воспитания, с одной стороны, и участвуют в них, объединяя вокруг себя молодежь, с другой.

Ирина

Какие наиболее актуальные проблемы патриотического воспитания существуют на сегодняшний день?

Уважаемая Ирина, благодарю Вас за вопрос.

Говоря о ситуации в Нижегородской области, в числе первых проблем следует отметить развитие инфраструктуры патриотической деятельности. В ряде регионов с целью организации деятельности по военно–патриотическому воспитанию, допризывной подготовке молодежи к военной службе, методического сопровождения деятельности субъектов патриотического воспитания созданы и успешно работают отдельные центры.

К примеру, в Нижнем Новгороде таким центром мог бы стать Музей техники и оборонной промышленности в Парке Победы после строительства здания музея.

Отсюда исходит и другая проблема - координации различных общественных организаций патриотической направленности. Обмен опытом, обучение, проведение масштабных совместных проектов - для этого "патриотам" нужно объединяться.

Отрадно, что в решении вопросов финансового обеспечения своей деятельности наши общественники все чаще заявляют о себе и побеждают в грантовых конкурсах, что позволяет им воплощать свои творческие замыслы.
Аналитика
Интервью
Рейтинги
19 Августа