Конференции | «НТА Приволжье» Новости Н. Новгорода

Председатель комитета Законодательного собрания Нижегородской области по вопросам государственной власти и МСУ Валерий Осокин в рамках проекта "Интернет-конференция" отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"

Тема Интернет-конференции: "Участие граждан в законотворческом процессе"

Вопросы для Валерия Владимировича Осокина можно присылать до 12 декабря.
Задать вопрос

Константин

Валерий Владимирович, есть ли какие-то запретные сферы для внесения гражданами законопроектов?

Здравствуйте, Константин!  
Предметом проекта, вносимого в порядке законодательной инициативы, могут быть вопросы, находящиеся в пределах полномочий Законодательного Собрания Нижегородской области, установленных Законом Нижегородской области "О Законодательном Собрании Нижегородской области".
В то же время есть вопросы, по которым в соответствии с действующим законодательством право законодательной инициативы принадлежит  определенному субъекту.
Здесь имеются ввиду законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Нижегородской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Нижегородской области. Такие законопроекты вносятся губернатором Нижегородской области либо при наличии его заключения.
Эти правила действуют в отношении всех субъектов права законодательной инициативы (я их уже перечислял ранее), в том числе и законодательной инициативы граждан.

Самсонов В.

Хочется самому принимать решение относительно вышедших законопроектов (не вносить предложения как гражданин, а голосовать за ту или иную инициативу). Могу ли я, не являясь членом каких-либо партий, стать депутатом ЗС НО?

Здравствуйте! Поскольку Ваш вопрос не относится к теме конференции, отвечу кратко.
Да, согласно действующему законодательству о выборах граждане, не являющиеся членами политических партий, могут быть избранными депутатами  Законодательного Собрания Нижегородской области. Гражданин, обладающий пассивным избирательным правом, может быть выдвинут путем самовыдвижения или путем выдвижения избирательным объединением.
Более подробную информацию Вы можете получить, ознакомившись с Законом Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З "О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области".

Максим, студент

С какого возраста можно присылать свои предложения по изменению законодательства, ведь нередко у молодежи также имеются идеи по улучшению своего уровня жизни.

Здравствуйте, Максим! Обращаться с предложениями по изменению законодательства, а также участвовать в реализации права законодательной инициативы может любой совершеннолетний гражданин, т.е. с 18-летнего возраста.

Сергей

Могу ли я внести предложения по изменению в какую-либо инициативу, если она уже рассматривается депутатами Законодательного собрания? Я имею в виду то, что после ее принятия еще остается время до реализации и у депутатов есть возможность "отшлифовать" ее.

Здравствуйте, Сергей! Да, Вы можете направить свои предложения о внесении изменений в проект закона области с момента его внесения до рассмотрения его во втором чтении. Срок внесения поправок к законопроектам указывается в постановлении Законодательного Собрания о принятии проекта в первом чтении. Как правило, этот срок не менее 15 дней. Обо всех этапах рассмотрения проекта депутатами и всех документах, связанных с ним, можно узнать на сайте Законодательного Собрания в разделе "Законы и законопроекты".

Сергей Васильевич

Валерий Владимирович, а есть ли какие-то сферы, законопроекты в которых требуют обязательного обсуждения с населением? Если да, то какие это сферы?

Здравствуйте, Сергей Васильевич! Да, такие сферы есть. Они определены в специальных законах области. Это - проект областного бюджета на очередной финансовый год, годовой отчет об исполнении областного бюджета, проект новой редакции Устава области, принятый в первом чтении.
Также в Законе области "О Законодательном Собрании Нижегородской области" определено, что органы государственной власти области выносят наиболее важные вопросы жизни области на обсуждение населения. По проектам законов области, представляющим общественный интерес, имеющим особую социальную значимость, могут проводиться публичные слушания, в которых вправе принимать участие граждане, представители общественных объединений, средств массовой информации, ученые, специалисты.
Постановлением Законодательного Собрания области от 24.12.2009    № 1889-IV принято Положение о публичных слушаниях по проектам законов Нижегородской области, устанавливающее процедуру их организации и проведения.

Денис Давыдов

Здравствуйте, Валерий Владимирович. Как Вы относитесь к проекту городских властей "Большой муниципалитет"?

Здравствуйте, Денис! Конечно, положительно. Это реальный механизм прямого диалога жителей Нижнего Новгорода и городской власти.

Василиса

Валерий Владимирович, сколько проходит времени от момента подачи инициативы изменения законодательства до принятия закона на основе этой инициативы? Много ли таких законов принято?

Здравствуйте, Василиса!
Сроки при рассмотрении законопроектов определены статьей 59.1 Регламента Законодательного Собрания Нижегородской области. Согласно данной статье:
1) срок подготовки законопроектов к рассмотрению Собранием в первом чтении определяется профильным комитетом и не может превышать двух месяцев, если иное не предусмотрено законом области или планом нормотворческой деятельности Законодательного Собрания;
2) в случае принятия законопроекта в первом чтении Законодательное Собрание в постановлении Законодательного Собрания о принятии законопроекта в первом чтении могут быть установлены сроки для рассмотрения законопроекта во втором чтении, которые, как правило, не могут превышать трех месяцев.
Как видите, эти сроки являются примерными. На практике период рассмотрения проекта закона области от момента его внесения до принятия может варьироваться от нескольких дней до двух–трех лет (в исключительных случаях). Все зависит от степени доработки проекта, о проведении дополнительных экспертиз, консультаций, учета  мнения всех заинтересованных сторон и экспертов, устранения разногласий и т.д.
В связи с Вашим вопросом поясню, что Законодательное Собрание области рассматривает проекты, внесенные субъектами права законодательной инициативы. Согласно Уставу Нижегородской области такое право принадлежит депутатам Законодательного Собрания, комитетам (комиссиям), фракциям в Законодательном Собрании, Губернатору, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Нижегородской области, представительным органам местного самоуправления, а также имеющим активное избирательное право жителям области в количестве не менее десяти тысяч человек.
Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также другим органам и иным лицам в соответствии с федеральным законом.
Если Вас интересует, сколько принято законов, внесенных в порядке законодательной инициативы граждан,  информирую, что за весь период деятельности Законодательного Собрания жители области ни разу не воспользовались этим правом. Вероятно, отчасти это связано с тем, что механизм (способ) реализации законодательной инициативы граждан в законодательстве области пока не прописан.

Эдуард, Нижний Новгород

Валерий Владимирович, есть ли статистика, сколько граждан обратились с законодательными инициативами в Заксобрание, например, в 2012 году? И сколько реально инициатив граждан было рассмотрено депутатами?  Какие?

Здравствуйте, Эдуард!
За период с 1 января 2011 года по 1 сентября 2012 года в Законодательное Собрание Нижегородской области  поступило 94 обращения от граждан с предложениями о внесении изменений в действующее законодательство Нижегородской области и Российской Федерации, а также с предложениями о разработке новых законов области.
Все эти обращения были рассмотрены депутатами, часть из них – на заседаниях профильных комитетов Законодательного Собрания области.
К сожалению, эти предложения нельзя отнести к законодательным инициативам граждан, поскольку  они не было оформлены и внесены надлежащим образом. Именно поэтому наш комитет и разработал проекты нормативных актов, подробно регламентирующие и максимально упрощающие эту процедуру.  Об этих проектах я уже говорил ранее.
Тем не менее, по результатам рассмотрения предложений граждан законодательного характера за указанный период профильными комитетами были приняты решения о целесообразности внесения соответствующих изменений в законы области. Например, в связи с тремя обращениями граждан о снижении ставок транспортного налога был принят Закон Нижегородской области от 1 сентября 2011 года № 124-З "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Закона Нижегородской области "О транспортном налоге".

Олеся

Могу ли я, не являясь гражданкой РФ, но проживающей в Нижегородской области,  внести свои предложения в существующий закон для рассмотрения их депутатами Законодательного собрания?

Здравствуйте, Олеся!
1. Да, Вы можете внести свои предложения о внесении изменений в действующий закон, направив соответствующее обращение в Законодательное Собрание Нижегородской области. В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и частью 2 статьи 1 Закона Нижегородской области "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Нижегородской области" действие этих законов распространяется на обращения иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
2. Вместе с тем отмечу, что согласно статье 48 Устава Нижегородской области  правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Нижегородской области наделены лишь граждане Российской Федерации. Таким образом, Вы не можете участвовать в реализации права законодательной инициативы граждан, т.е. вносить  в установленном порядке проект закона области, собирать подписи граждан либо ставить свою подпись в подписных листах в его поддержку.

Владимир

Предлагаю внести поправки в Закон о рекламе:
1-запретить рекламу лекарственных препаратов (самолечение-вредно)
2-запретить рекламу во время показа кинофильмов (достала)

Владимир, здравствуйте!  Принятие к рассмотрению предложений о поправках в конкретные законы, а также их рассмотрение не является возможным в рамках конференции. Ваши предложения требуют изучения. Предлагаю Вам направить обращение в Законодательное Собрание области в установленном порядке (я об этом уже говорил в своих ответах). Оно будет рассмотрено по компетенции  в профильных структурных подразделениях Законодательного Собрания и Вам будет дан ответ.

Владимир Александрович

Недавно правительство РФ рассматривало возможность ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут 100 тыс. и более подписей в интернете. Возможно ли реализовать данную инициативу в Нижегородской области?

Здравствуйте, Владимир Александрович! Спасибо за вопрос. Председателем правительства РФ Д.А. Медведевым  в конце августа этого года была утверждена концепция формирования механизма публичного преставления предложений граждан РФ с использованием сети "Интернет" для рассмотрения в Правительстве РФ предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан РФ  в течение одного года.
Попытка реализовать эту концепцию на уровне нашего региона уже сделана нашим комитетом при разработке проекта закона области "О порядке реализации права законодательной инициативы граждан в Законодательном Собрании Нижегородской области". В нем подробно описан механизм реализации указанного права жителями области в количестве не менее двух тысяч человек,  предусмотрены нормы о размещении на сайте Законодательного Собрания проекта, предполагаемого к внесению,  для сбора подписей в его поддержку.
С 5 по 30  ноября этого года, как я уже сообщал в ответе на один из вопросов участников конференции, этот проект вместе с пояснительной запиской был размещен на сайте Законодательного Собрания области для обсуждения и выявления мнения населения.

Владимир Александрович

В одном из своих интервью В.Путин заявил, что жители страны должны не только выбирать руководителей своих населенных пунктов, но и контролировать, а также регулярно оценивать эффективность работы тех чиновников, от которых напрямую зависит уровень их жизни (ЖКХ, полиция и т.д.). Каким образом нижегородцы могут реализовывать контроль и оценивать эффективность работы чиновников? Существует ли реально такая возможность у нижегородцев?

Здравствуйте, Владимир Александрович! Напоминаю, что наша  конференция посвящена вопросам участия граждан в законотворческом процессе в Нижегородской области. В ее рамках хотелось бы обсудить различные формы и способы участия  нижегородцев в процессе создания  законов области, взаимодействия граждан и Законодательного Собрания  в этом направлении, узнать степень заинтересованности и готовности к этому граждан, выявить возможные проблемы в этой сфере, услышать ваши пожелания и т.д.
Что касается поднятого Вами вопроса о контроле и оценке эффективности работы чиновников, замечу, что он очень многогранен и не относится к сегодняшней теме. Перечисляя все действующие и планируемые к введению механизмы общественного контроля, мы выйдем за рамки возможностей интернет-конференции. Отмечу лишь последний приказ МВД России от 30 августа 2011 года № 975, предусматривающий ежегодные, полугодовые и квартальные отчеты перед населением должностных лиц полиции, начиная с ее руководства, заканчивая каждым участковым уполномоченным.  
По вопросу о предоставленных региональным законодательством возможностях  участия жителей области в жизни региона на общественных началах, в том числе о формах  общественного контроля, я уже отвечал ранее (см. ответ на вопрос № 4 от Михаила).

Антон Сергеевич Мыльников, Н.Новгород

Есть ли у нижегородцев реальная возможность отменить существующий региональный закон, например, путем собрания необходимого количества подписей в пользу его отмены?

Здравствуйте, Антон Сергеевич! Для того, чтобы "отменить существующий региональный закон", а, точнее, признать его утратившим силу, у граждан есть следующие три возможности, предусмотренные действующим законодательством.  
Первая – путем обращения с соответствующим мотивированным предложением в Законодательное Собрание области (о способах подачи обращений граждан я уже говорил в ответе на вопрос № 1).
Вторая возможность – путем внесения в Законодательное Собрание области соответствующего проекта закона в порядке законодательной инициативы граждан. В этом случае инициативу необходимо оформить, т.е. помимо проекта представить пояснительную записку, перечень актов области, подлежащих изменению в связи с его принятием, финансово-экономическое обоснование. Кроме того, для внесения инициативы граждан необходимо собрать установленное Уставом Нижегородской области число подписей граждан (не менее 10 тысяч).  Отмечу, что механизм реализации инициативы граждан в законодательстве области пока не прописан. Наш комитет разработал проекты, регламентирующие и максимально его упрощающие. Они пока не внесены на рассмотрение Законодательного Собрания области, хотя уже получили поддержку посетителей сайта (см. мой ответ на вопрос № 2).
Третья возможность - в судебном порядке. Согласно главе 24 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.
Следует учитывать, что суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части, если будет установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Евгения Дмитриевна

Скажите, существует ли какой-либо сайт или форум, где жители могут оставить свои предложения или пожелания по внесению в законопроекты изменений?

Здравствуйте, Евгения Дмитриевна! Вы можете оставить свои предложения или пожелания по внесению изменений в законопроекты на сайте Законодательного Собрания в разделе "Интернет-приемная". Они будут рассмотрены в порядке, установленном федеральным и областным законодательством для рассмотрения обращений граждан. О результатах рассмотрения Вам сообщат в течение 30 дней со дня регистрации Вашего обращения.

Михаил

Здравствуйте, Валерий Владимирович! А возможно ли участие в жизни региона на общественных началах, например, в решении проблем жителей?

Здравствуйте, Михаил! Конечно, возможно. Все зависит от активности самих жителей. Хотя Ваш вопрос не относится к сегодняшней теме интернет-конференции, коротко отвечу, что законодательством Нижегородской области в развитие норм федерального законодательства предусмотрены и действуют различные механизмы для активного участия граждан в жизни области и обеспечения взаимодействия между органами власти, гражданами, общественными объединениями. К ним относятся обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления муниципальных образований области (в том числе с предложениями законотворческого характера, которые могли бы решить часть проблем жителей),  консультативные и общественные советы, образованные при органах власти области, общественные объединения в форме движения, фонда, политической партии и т.п., добровольные народные дружины, территориальное общественное самоуправление, создаваемое гражданами по месту жительства (в многоквартирных и частных домах, микрорайонах, населенных пунктах и т.п.) для самостоятельного решения вопросов местного значении, и многие другие формы.

Сергей У.

Могу ли я, простой гражданин, присутствовать лично на заседаниях Законодательного собрания, чтобы посмотреть и ознакомится с процессом работы депутатов на заседании?

Здравствуйте, Сергей! Федеральное законодательство не содержит запрета на  личное присутствие граждан на заседаниях органов государственной власти. Однако по техническим причинам (малая вместимость зала заседаний и т.д.) Законодательное Собрание Нижегородской области не имеет возможности предоставить такое право всем желающим.
Но граждане могут посмотреть прямую трансляцию заседаний Законодательного Собрания Нижегородской области в сети Интернет на сайте Законодательного Собрания области. Кроме этого, в дни  заседаний Законодательного Собрания, в вестибюле корпуса № 2 в Нижегородском Кремле, можно также посмотреть прямую трансляцию заседания на большом экране. В эти дни для удобства граждан выставляются стулья. Заседания Законодательного Собрания проводятся ежемесячно, как правило, каждый последний четверг, с 10-00. Информация о предстоящем проведении заседания Законодательного Собрания Нижегородской области,  а также об основных вопросах повестки дня, размещается в СМИ, а также на сайте Законодательного Собрания.

Мария Малыгина, Нижний Новгород

Здравствуйте, Валерий Владимирович. Подскажите, проводятся ли какие-либо опросы граждан в регионе для мониторинга их мнения по поводу уже принятых и готовящихся к принятию законов?

Здравствуйте, Мария! Опросы граждан в регионе для выявления мнения населения по поводу принятых или готовящихся к принятию законопроектов – вещь, безусловно, очень полезная, но, к сожалению, дорогостоящая, поэтому используется не так часто, как хотелось бы. Например, возглавляемый мною комитет по вопросам государственной власти области и местного самоуправления, обращался к такой форме исследования дважды:
1) в 2007 году при мониторинге Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях проводилось профессиональное социологическое исследование;
2) при проведении комитетом в 2008 году мониторинга закона области от 07.09.2007 № 124-З "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Нижегородской области" силами одной из молодежных организаций области был проведен опрос граждан в местах личного приема граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления области в городах Нижний Новгород и Дзержинск.
Также в качестве примера можно привести, что в этом году комитетом Законодательного Собрания области по агропромышленному комплексу, земельным отношениям и лесопользованию в целях подготовки предложений по совершенствованию законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части установления дополнительных ограничений на розничную продажу алкогольной продукции в закусочных  и в магазинах разливного пива, расположенных на первых этажах жилых зданий и встроено-пристроенных к жилым зданиям помещениям, под руководством представителей научно-консультативного совета при Законодательном Собрании области был проведен опрос среди студентов ВУЗов Нижнего Новгорода по поводу их отношения к различным формам ограничения оборота алкогольной продукции.
К счастью, жизнь не стоит на месте, появляются новые, более оперативные формы взаимодействия с гражданами и выявления их мнения. Так,  на сайте Законодательного Собрания области появился новый раздел "Обсуждение законодательства". Например, по инициативе нашего комитета с 5 по 30 ноября т.г. с целью организации обсуждения и выявления мнения населения там были размещены проект закона области "О порядке реализации законодательной инициативы граждан в Законодательном Собрании Нижегородской области" и проект постановления Законодательного Собрания "О принятии Положения о нормотворческом ходатайстве граждан в Законодательном Собрании Нижегородской области".  В рамках обсуждения проектов был проведен опрос среди посетителей сайта, какая из форм участия граждан в законотворческом процессе является для них наиболее приемлемой. Свои отзывы, замечания и предложения оставили около 30 граждан.

Евгений, Кстово

Валерий Владимирович, скажите, пожалуйста, могу ли я внести свои предложения для рассмотрения их депутатами Законодательного собрания? Если да, то куда можно их направить?

Здравствуйте, Евгений! В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Форма обращения может быть как устной, так и письменной, в том  числе в форме электронного документа. В качестве такого обращения может быть внесено предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Статьей 2 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 № 124-З "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Нижегородской области" предусмотрены дополнительные возможности для подачи обращений граждан: телеграммой или факсимильной связью, а также в письменном виде непосредственно должностным лицам государственных органов либо органов местного самоуправления при проведении ими информационных, иных публичных мероприятий с участием населения.
Таким образом, Вы можете подать свои предложения любым из перечисленных способов. Адресовать свои предложения можно любому из депутатов Законодательного Собрания области, в том числе его Председателю Е.В. Лебедеву. В соответствии с действующим законодательством Вам обязаны дать ответ о результатах рассмотрения Вашего обращения   в течение 30 дней со дня его регистрации.
Почтовый адрес Законодательного Собрания Нижегородской области: 603082, Нижний Новгород, Кремль, корпус 2, факс 439-17-17.
Электронный адрес Законодательного Собрания Нижегородской области: zsno@sinn.ru.
Адреса  и телефоны приемных депутатов Законодательного Собрания области можно найти на сайте Законодательного Собрания Нижегородской области в разделе "Ваш депутат".
Также через сайт Законодательного Собрания области можно зайти в Интернет-приемную и оставить там свое электронное сообщение.
Не забудьте в обращении указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый (электронный) адрес, по которому должен быть направлен ответ. Анонимные обращения рассмотрению не подлежат.
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
29 марта