Интервью

При вынесении решения нижегородским УФАС использованы недостоверные факты

При вынесении решения нижегородским УФАС использованы недостоверные факты

На вопросы агентства "НТА-Приволжье" отвечает представитель Президента ОАО "ЛУКОЙЛ", генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт", депутат ЗС НО Андрей Спирин.

Андрей Геннадьевич, 22 марта арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении иска вашей компании о признании недействительным решения и предписания комиссии Нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы о незаконности ценовой политики ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" в Нижегородской области. Ваши решения по дальнейшим действиям компании в этом процессе?

Мы намерены обжаловать решение арбитражного суда. Подобное сложное и громкое дело первый раз рассматривается судом этой инстанции и, на мой взгляд, так как нет судебной практики по таким делам и очень большой объем специфичного материала дела – графики, таблицы, справки, истину можно будет получить, только пройдя нескольких судебных инстанций. После рассмотрения дела несколькими судами можно будет делать те или иные выводы.

Представители Вашей компании заявляли в ходе судебных слушаний о том, что с момента вынесения определения о возбуждении дела и до вынесения решения комиссией нижегородского ФАС не был определен состав инкриминируемого ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" нарушения. Не сформулировано нарушение компании и в резолютивной части решения…

Сначала я хотел бы сказать о том, что идет нормальный процесс становления российского антимонопольного законодательства. Мировое антимонопольное законодательство, между прочим, намного жестче и конкретнее нашего. Я не считаю, что случилось что-то сверхъестественное в отношении нашей компании. Ведь уже давно и постоянно проходят разбирательства по мировым антимонопольным делам корпорации Microsoft. Антимонопольное законодательство необходимо, оно работает, и оно направлено на то, чтоб защищать конкуренцию, это правильно, весь мир так живет.

Но, на мой взгляд, несовершенство нашего антимонопольного законодательства привело к тому решению, которое вынесло нижегородское управление ФАС в прошлом году по нашей компании.

Действительно, действия ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" рассматриваются комиссией антимонопольного управления как противоправные. Однако, признаки состава нарушения не сформулированы в части нарушения ч.1 ст.5 закона "О конкуренции", а при вынесении решения Нижегородским УФАС использованы недостоверные факты.

Что Вы имеете ввиду, говоря о несовершенстве антимонопольного законодательства?

УФАС по Нижегородской области признало ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" нарушившим п.1 ст.5 закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части совершения действий, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на розничных и мелкооптовых рынках в Нижегородской области.

При этом, конкретного нарушения в решении комиссии УФАС не сформулировано, но исходя из предписания, следует, что мелкооптовые цены на нефтепродукты, реализуемые через нефтебазы нижегородского филиала ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт", превысили предельно допустимый уровень, придуманный УФАС, что и было определено, как нарушение п.1 ст.5 Закона "О конкуренции….", то есть злоупотребление доминирующим положением.

Такое нарушение не поименовано в п.1 ст.5 закона, но правоприменительная практика трактует перечень нарушений, перечисленный в этом пункте, как не исчерпывающий, и поэтому он может быть дополнен любым нарушением, подпадающим под определение "действие субъекта, доминирующего на рынке, которые нанесли, или могут нанести ущерб конкуренции". То есть, праворасширительный характер ст.5, дает возможность, на наш взгляд, неправильной интерпретации любых событий, которые происходят.

Нижегородское управление ФАС возбудило дело по заявлению ряда владельцев АЗС, которые обвинили нефтяную компанию в дискриминационной политике. В частности, в заявлении частные предприниматели жаловались на то, что своей ценовой политикой в области компания поставила их в невыгодные условия, и они вынуждены терпеть убытки. Как Вы прокомментируете это заявление?

Хочу отметить, что заявление написали владельцы нескольких АЗС Выксунского района. Причем, как оказалось, они никаких отношений с ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" по систематической поставке нефтепродуктов не имели. Эти частные предприниматели не покупали у нас бензин! И как они в этом случае могут говорить о том, что мы их разорили? А в жалобе в антимонопольный орган говорится, что мы своими действиями нанесли им реальный ущерб.

Но я не знаю таких фактов, чтобы в Нижегородской области хоть один наш конкурент в 2005 году разорился в результате, как пишут в заявлении, "беспредела" компании "ЛУКОЙЛ", чтобы хоть один из предпринимателей ушел с бензинового рынка!

Кстати, в Выксунском районе у нас всего одна заправка. Это к вопросу о том, что мы доминируем на рынке, и создаем угрозу для конкурентов. Так кто доминирует на рынке Выксунского района?

Знаете, какое количество бензина мы реализовали владельцам подобных заправок в Нижегородской области? Около 4%. Так вот этим 4% участников розничного рынка мы и создали "проблему". Интересно, что мировой опыт развития нефтепродуктообеспечения идет к расширению сетей крупных, организованных владельцев АЗС. Почему? Их проще контролировать, они исправно платят налоги, заинтересованы в развитии своего бизнеса и повышении качества как оказываемых услуг, так и качества продаваемого топлива. А лозунг нижегородских антимонопольщиков – "мелкий предприниматель спасет мир". В Нижегородской области почти 380 АЗС, из них по одной АЗС имеют 150 владельцев.

Согласно проведенного анализа, и УФАС с этим согласился, доход коммерсанта, постоянно приобретающего в течение года нефтепродукты с наших нефтебаз и реализующего его через свои АЗС, составил в 2004 году в среднем – 1502 рубля за тонну, а в 2005 год - 1800 рублей за тонну.

Следовательно, доход, полученный в 2005 году владельцами частных мелких АЗС при продаже нефтепродуктов, купленных у ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт", не уменьшился, а увеличился по сравнению с 2004 годом на 300 руб. за тонну или на 20%.

Все-таки, что произошло в прошлом году в ценовой политике компании?

В прошлом году, по просьбе Правительства, компания "ЛУКОЙЛ", а также все ведущие нефтяные компании отказались от повышения розничных цен. Этот мораторий длился фактически 3 квартала и частично перешел на 2006 год. Соответственно, автолюбителям и всем потребителям нашего топлива, была обеспечена стабильность. Цены росли на все товары, но только не на бензин на АЗС.

А вот оптовая стоимость топлива росла. И весной прошлого года в течение нескольких дней, розничные цены на нефтепродукты были выше оптовых. И это нарушение нам инкриминировали. Вы доминируете на рынке, говорят нам в антимонопольном органе, вы не повышаете розничные цены, остальные участники рынка покупают у вас мелким оптом для своих АЗС дорогие нефтепродукты, а поднять цены выше на своих АЗС не могут, потому что тогда все будут заправляться на ЛУКОЙЛе, и они потеряют клиентов. Вот вы их и разоряете, говорят в УФАС. Но мы все уже давно живем в рыночной экономике: дорого здесь, пошевелись и купи в другом месте, где дешевле - в Уфе, Нижней Каме, в Рязани. Это с одной стороны. А с другой, почему-то все они радостно вслед за "ЛУКОЙЛом" поднимают цены, когда это им выгодно.

Любой коммерсант знает, что за время календарного года, существуют периоды экономического благоденствия, периоды коммерческого успеха и коммерческого риска. И нельзя ждать, что доход будет постоянно расти и расти. Существуют и взлеты, и падения. Такое происходит и на финансовых, и на товарных рынках.

Нижегородское УФАС признало то, что вы поднимали мелкооптовые цены по объективным причинам, поскольку также находитесь в рыночных отношениях?

Да, признало. Мы также покупали бензин на заводе "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез". И если входящая цена закупки росла, то мы устанавливали более высокую мелкооптовую цену. А розничная цена на АЗС была заморожена. Это уже политика. И соответственно, в одном месте смешались две вещи, рыночная и нерыночная экономика. Экономика и политика.

УФАС говорит, давайте жить по законам рынка. Давайте! Но жить по рыночным условиям, когда действительно будет рынок, и будут действовать законы рынка. А если с одной стороны, мы не повышали цены потому, что правительство попросило, а с другой стороны, мы сами покупали по рыночным ценам? Давайте хотя бы на этот промежуток времени посмотрим трезво, здраво и адекватно оценим положительный эффект от сдерживания розничных цен и ту призрачную угрозу, которая могла бы произойти, если бы кто-нибудь разорился.

Вы заявляли о положительном эффекте, который был достигнут в социально-экономической сфере в то время, когда "ЛУКОЙЛ" сдерживал розничные цены.

Как известно, в течение 2005 года ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" в среднем увеличило цены на АЗС на 14,5% по всем нефтепродуктам. В то время как в 2004 году рост цен за год составил 29,1%.

Это означает, что потребитель, купивший в 2005 году на наших АЗС бензин или дизельное топливо, заплатил за каждый литр на 1 руб. 20 коп. дешевле, чем, если бы эта покупка состоялась в условиях 2004 года. Общая экономия средств, затраченных и автолюбителями, и частными юридическими лицами на покупку горючего на АЗС "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" в Нижегородской области, составила за год более 400,0 млн. рублей.

Кроме того, рост цен мелкооптовой реализации бензинов и дизельного топлива при продаже с нефтебаз компании в прошлом году составил 10,3% против 42,3% в 2004 году (для справки: инфляция в 2005 году составила 10,4%).

Следовательно, для сельхозпроизводителей, промышленных и грузопассажирских предприятий, приобретающих нефтепродукты для своих нужд, условия приобретения также были лучше, чем в 2004 году. Если бы темп роста цен был аналогичен 2004 году, эти предприятия покупали бы в 2005 году бензин и дизельное топливо в среднем на 2,0 тыс. рублей дороже за тонну.

И последняя группа покупателей - это владельцы частных АЗС, продающих купленный у нас нефтепродукт. Их доля, как я уже говорил, в нашей мелкооптовой реализации составляет около 4%.

Проведенный анализ показал, что действия ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" в части ценообразования не нанесли убытка ни одной из групп покупателей нефтепродуктов как через АЗС, так и через нефтебазы.

К нам пришло много писем, где положительно оценивается фактор сдерживания розничных цен. Самое главное, что государство не ругало нефтяные компании за то, что они мораторий держали почти 3 квартала.

А антимонопольный орган встал на защиту мнимой угрозы, якобы созданной для этих 4% участников рынка. И оценил наши действия как отрицательные, что мы своими действиями вытесняем с рынка конкурентов! Только никто в Нижегородской области за последний год не разорился, и ни одна АЗС не закрылась по этой причине.

Необходимо отметить, что жалобы предпринимателей все же были, но истинная причина другая и авторы этих жалоб, опять же повторюсь, систематически у нас бензин и дизельное топливо не покупали.

Какова же истинная причина на Ваш взгляд?

Не секрет, что в области реализуется большое количество низкокачественных бензинов и дизельного топлива, полученных путем смешения сырья для промышленных целей и различных присадок. Этот товар не облагается акцизом, цена таких нефтепродуктов значительно ниже, чем нефтепродуктов, произведенных на НПЗ. Доход, получаемый от их продажи в 2 – 3 раза больше, чем доход от перепродажи ГОСТовских нефтепродуктов, в том числе и "ЛУКОЙЛа".

По нашим сведениям, за последние 2 года доля таких продуктов на мелкооптовом рынке сократилась, по крайней мере, в полтора раза. В основном, это следствие работы правоохранительных и контролирующих органов. Эта доля и дальше будет снижаться, так как губернатор и правительство Нижегородской области занимают жесткую позицию в борьбе с производством и распространением подобных нефтепродуктов.

Это означает, что те субъекты рынка, которые зарабатывали на перепродаже некачественных бензинов и дизельного топлива 3-4 тыс. руб. за тонну, вынуждены довольствоваться сейчас 1800 руб. за 1 тонну. Эта цифра покрывает и затраты на реализацию, и обеспечивает прибыль нашему предприятию, но это меньше, чем в случае торговли нефтепродуктами, полученных смешением недобросовестными предпринимателями на "скрытых от глаз" нефтебазах или прямо в бензовозах.

В 2004 году не было такой борьбы с контрафактным товаром, поэтому тем, кто ведет нечестный бизнес, хватало разницы в 3-4 тыс. рублей. Сейчас, когда с этим явлением ведется борьба, и такого товара становится все меньше и меньше, как раз вот этих больших заработков и не стало. И все закричали – нам уже мало дохода даже 1800 руб., который ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" обеспечивало в 2005 году, мало этой разницы. То есть громадному предприятию ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" хватает, а кому-то мало!

В деле против ЛУКОЙЛа антимонопольный орган принял сторону жалобщиков и предписал нам увеличить разницу между ценой продажи мелким оптом и ценой на АЗС с тем, чтобы увеличить доход коммерсантов, которые, в принципе, и сейчас работают с прибылью. Те люди, которые обратились в УФАС, своей жалобой подтверждают мои рассуждения. В жалобе так и говорится, что "заявление о замораживании цен вновь обернется для жителей Нижегородской области наполнением рынка некачественным бензином". Так и написано. Получите подарок, дорогие автомобилисты, от "бодяжников"!

Кроме того, я не понимаю, почему на рассмотрение дела в УФАС и на судебные заседания не ходили предприниматели, написавшие жалобу? Мы ходим на суды, а они нет. Один раз они представителя прислали, который и рот не открывал. Вот как их "интересует" эта проблема, с которой и к нам-то они не обращались.

Однако, представители УФАС цитируют их заявление в своих выступлениях и говорят о нашем доминировании и антиконкурентном поведении. А может быть и наоборот, жалобщики цитируют антимонопольщиков?

Формулируя обстоятельства, которых не было, используя свое монопольное право, как государственного органа на сбор информации о рынке и производителях, нижегородское управление ФАС избирательно оперирует цифрами, зная, что собрать объективную и полную информацию о положении всех хозяйствующих субъектов на рынке может только оно само. Почему же решения выносятся в интересах нескольких жалобщиков из Выксунского района, а не в пользу подавляющего большинства населения области, как это вытекает из п.2 ст. 5 ФЗ "О конкуренции…"?

Нельзя не учитывать, что на всех рынках России сейчас идет жесткая конкурентная борьба. И понятно, что нанесение ущерба ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" на нижегородской земле выгодно нашим конкурентам. Здесь я усматриваю классические методы конкурентной борьбы, а заложниками будут рядовые нижегородцы.

С другой стороны, я прекрасно понимаю аппаратные игры, которые сейчас происходят в нижегородском УФАС. Выиграть такое громкое дело, которое звучит на всю страну - это большая звезда на грудь любого чиновника! Но эта звезда может обернуться боком для рядовых автолюбителей.

Вы не согласны с тем, что занимаете доминирующее положение на рынке Нижегородской области. По Вашему мнению, какую долю на рынке нефтепродуктов Нижегородской области занимает компания?

Около 30% на мелкооптовом рынке. Однако, нижегородский ФАС считает, что мы доминируем и занимаем на оптовом рынке определенного товара долю более 35%. Кстати, из 385 АЗС, которые находятся на территории Нижегородской области, ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" принадлежат всего 100. Вот такое доминирование…

Говоря о доминировании, антимонопольный орган основывается на данных Роскомстата. Есть такая форма в статистике, основывающаяся на том, сколько нефтеперерабатывающие заводы произвели нефтепродуктов, и по этим цифрам судят об объеме потребления в регионе. Сколько мы реализовали в прошлом году мелким оптом и через АЗС, мы показали. Они все сложили, поделили и сказали - вы доминируете на рынке. Но вот такой вопрос – а вы уверены в том, что опираетесь на полные данные? Причем, речь шла о нескольких процентах нашего доминирования.

В чем неполнота данных? Возьмем низкокачественный бензин, или так называемый контрафактный. Он плох не только тем, что портит экологию, двигатели машин и наносит моральный ущерб автолюбителям, но еще и тем, что не платятся налоги в областной бюджет. Правительство не может правильно спланировать объем акцизов, так как под статистику он не попадает. В Нижегородской области сейчас почти 20% такого бензина.

То есть дополнительно 20% топлива реализуется на рынке, а вы его не учитываете! УФАС говорит – мы на "потусторонний мир" не смотрим, мы берем только статистику. Но давайте все-таки полными данными оперировать!

Топливо, которое потребляется в регионе, попадает сюда по разным каналам – не только непосредственно с НПЗ, но и через переадресацию на железнодорожных станциях, через приграничные районы других областей, завозится низкосортный продукт. Тогда что получается? Получается, что объем рынка вот с этим всем товаром, будет больше потребленного за год по данным Роскомстата. И этот продукт куда-то делся? Его потребил нижегородский рынок. Значит рынок потребления больше, чем предполагает УФАС. Вот мы и оспариваем эту неправильную "считалочку" УФАС, и будем оспаривать факт - доминируем мы или нет на мелкооптовом рынке. А к чему ведет неточность оценки емкости рынка Нижегородской области? К неточным прогнозным данным нашего Правительства и недостатку налоговых поступлений в областной бюджет!

Наложение штрафа УФАС на Вашу компанию может как-то сказаться на потребителях Нижегородской области?

Недавно состоялось совещание у главы правительства РФ Михаила Фрадкова. И правительство опять порекомендовало использовать резервы к сдерживанию цен. Значит, не повышать розничные цены. И поэтому я не исключаю такое развитие событий: например, в апреле, ЛУКОЙЛ примет такое решение - не поднимать свои розничные цены на второй квартал, на период весенне-полевых работ… за исключением Нижегородской области. Потому что здесь мы не можем себе этого позволить, поскольку на нас "давит" уже выписанный штраф УФАС более 7 млн. руб. и риски новых более значительных санкций. Вот и судите сами, как это скажется на потребителях.

Что должна сделать Ваша компания, чтобы выполнить предписание Нижегородского УФАС?

При выполнении предписания УФАС мы стоим перед дилеммой: либо уменьшить цены мелкого опта, где мы ограничены ценой приобретения нефтепродуктов на НПЗ, но тогда наша рентабельность, т.е. доля прибыли в наценке будет меньше, чем у коммерсантов, и мы не покроем даже собственных реальных затрат. Либо увеличить розничные цены, т.е. увеличить прибыль коммерсантов за счет потребителей.

Мы считаем, что увеличивать прибыль надо за счет улучшения своей работы: за счет грамотного экономического анализа, за счет сокращения издержек и улучшения сервиса, а не за счет покупателя. Поэтому мы и обжаловали решение Нижегородского УФАС в арбитражном суде Нижегородской области.

Каков Ваш прогноз по розничным ценам на бензин на ближайшее время?

По поводу розничных цен пока трудно строить какие-либо прогнозы.

Давайте поговорим о причинах роста на бензин в марте текущего года. С сентября 2005 года цены держались на одном уровне. При этом в стране шли инфляционные процессы, а также росли цены на топливо, которое отпускалось с заводов. Так, оптовые цены выросли в этот период в среднем на 20%. Рост оптовых цен вызван, прежде всего, факторами, на которые мы не можем повлиять. Общеизвестно, что НПЗ потребляют много электричества, пара, воды, увеличиваются затраты на транспортные перевозки. Тарифы на услуги естественных монополий только за последние два месяца выросли на 10-11%, а железнодорожные перевозки выросли на 12,5%.

А "ЛУКОЙЛ" в марте поднял цены лишь на 4%!

Кроме того, весной повышение цены на бензин вызвано сезонными причинами. Дальше такая вещь. В апреле-мае некоторые НПЗ РФ встанут на профилактический ремонт. Этот процесс регламентирует министерство топливной энергетики. Поэтому, сокращается объем производства топлива, падает предложение, следовательно, повышаются цены.

Какова инвестиционная программа "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" на 2006 год? Какие инвестиционные проекты реализованы в 2005 году?

С одной стороны, мы проводим оптимизацию сети АЗС и нефтебаз, с другой стороны строим новые. В прошлом году по всей группе "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" инвестиционные вложения составили 352 млн. рублей. Эти средства направлялись на различные коммерческие проекты, в том числе, строительство и реконструкцию АЗС. В текущем году по всей нашей группе будет инвестировано около 600 млн. рублей. В прошлом году в Нижегородской области мы реконструировали 9 АЗС, в этом году планируем построить 2 новых АЗС и 2 реконструировать. Также в планах текущего года строительство нефтебазы в Кстово. Кроме того, у нас много проектов в Марий Эл, Чувашии и Владимирской области.

Вы избрались в Законодательное Собрание Нижегородской области и вошли в комитет по промышленности. С какими законодательными инициативами Вы будите выходить?

Я вошел в состав трех комитетов, в том числе комитет по промышленности. И меня, в первую очередь, интересует проблема поддержания инвестиционного климата в Нижегородской области, прихода в регион инвестиций. Очень много уже в области в этом плане сделано, уже есть интересные законы, но это направление нужно развивать дальше!

Работа в бюджетном комитете будет в том числе направлена на повышение бюджетной обеспеченности районов нижегородской области, прежде всего, Кстовского и Большемурашкинского, которая в настоящее время не на должном уровне.

В комитете по экологии я намерен решать проблему улучшения экологической обстановки в Нижнем Новгороде и области. Я рассчитываю в этой работе на поддержку правительства области.

Как Вы оцениваете новый состав Заксобрания?

Хорошо, что в него вошло много депутатов со стажем законотворческой деятельности. Кроме того, в составе регионального парламента много представителей и руководителей крупных промышленных предприятий и бизнеса. Это люди, которые разбираются в экономике, финансах, налогах, бюджете, в промышленной и инвестиционной политике. И раз могут успешно управлять своими предприятиями, то, я думаю, принесут большую пользу и в работе ОЗС.

Какие наказы Вам давали избиратели в период предвыборной кампании?

Я старался много не обещать на встречах, но те конкретные обещания гражданам, организациям, которые были даны именно во время избирательной компании, на сегодня уже все практически выполнены. Речь не идет о крупных проектах, это в основном обращения школьных коллективов, больниц, спортсменов и граждан.

Все наказы избирателей, которые продолжают поступать, сейчас распределяются по направлениям: образование, медицина, ветераны, спорт, и другие. Кроме того, из этих наказов уже выделены приоритетные. На реализацию всех наказов потребовалось бы более 50 млн. рублей, и это дело не одного дня. Нужна совместная работа и с администрацией области и с администрациями районов, с руководством "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез". Что-то будет сделано в этом квартале, что-то в этом полугодии, что-то - в течение года, что-то перейдет на следующий год. Работы много, я к этому готов.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
20 апреля