Интервью

Ряд директоров ПТУ жалуются, что их не пускают в школы для проведения профориентационной работы

Ряд директоров ПТУ жалуются, что их не пускают в школы для проведения профориентационной работы

На вопросы агентства "НТА-Приволжье" отвечает заместитель председателя Общественной палаты Нижегородской области, заместитель директора ОАО "Нител" Александр Цапин.

 

Александр Иванович, в Нижегородской области сейчас активно развивается промышленность, разворачиваются новые производства, что, соответственно, требует новых рабочих кадров. Существует ли сейчас трудности с их подготовкой?

Общепризнанно, что эта проблема есть, в этом уже никто не сомневается. Эта проблема является общественно значимой, она касается не только нижегородского департамента образования или руководства предприятий.

Это проблема всех нижегородцев, потому что если мы говорим о конкурентоспособности региона, его предприятий и людей, в нем живущих, то этот вопрос затрагивает всех. Ряд предприятий, такие как Нижегородский авиационный завод "Сокол", "Красное Сормово", "Нител" и ряд других, которые уже сейчас, исходя из заказов, могли бы увеличить объем производства, но сдерживающим фактором является отсутствие нужного количества рабочих кадров и зачастую недостаточный уровень качества их подготовки. Так же это справедливо и для строительной индустрии и рынка услуг.

Сейчас мы уже прошли период взаимных упреков, высказанных, например, директорами предприятий к органам власти или системе образования, сейчас уже есть готовность к диалогу и совместной работе по выработке конструктивных решений этой проблемы.

Как Общественная палата Нижегородской области может способствовать решению вопросов по подготовке высококвалифицированных рабочих кадров?

В порядке подготовки заседания Общественной палаты мы вели консультации с Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей (НАПП), директорами учебных заведений, департаментом образования и другими департаментами, встречались с главами местного самоуправления. То есть речь здесь идет не просто о наблюдении со стороны, а о подготовке рекомендаций, которые основаны на реальном положении дел. Фактически, Общественная палата взяла на себя задачу исследовать эту проблему и практически обобщить и подготовить развернутые рекомендации.

Общепризнанный факт, что рабочих высокой квалификации не хватает. Необходимо определить, кого именно и сколько не хватает. Если сейчас собрать все кадровые запросы предприятий и суммировать их, то нехватка может превысить количество людей трудоспособного возраста.

Мы должны оценивать нехватку не с точки зрения числа незаполненных клеточек. Нужно исходить из уровня производительности труда. Сейчас в сельском хозяйстве производительность труда составляет лишь 3% от общемировых показателей, в автомобилестроении, где этот показатель наиболее высок, - 30%. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев неоднократно подчеркивал, что на рубеже вступления России в ВТО без высокой производительности труда задача становится нерешаемой.

Производительность труда является одним из ключевых понятий в "Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года". Под производительностью мы понимаем объем производства и его качество. Если говорить о повышении производительности – то в эту задачу входит и обновление парка оборудования и внедрение новых технологий организация труда, вопросы стимулирования и обучения – это комплексная задача.

В значительной степени ситуация в нашем регионе отражает ситуацию в стране в целом. Но отличие со знаком "плюс" заключается в том, что у нас есть разработанная стратегия развития области, есть серьезный промышленный потенциал и ряд других, пока неиспользуемых, преимуществ, например географическое положение. С одной стороны мы имеем возможность с большим оптимизмом смотреть в завтрашний день, с другой – мы более четко видим те проблемы, которые сейчас существуют.

По численности людей не хватает, причем на это накладывается следующее: численность жителей Нижегородской области довольно сильно уменьшается - в среднем в год мы теряем один район. Сейчас очень хорошо подрастает рождаемость и разрыв сокращается, но все равно пока не считая какие-то процентные доли, ситуация такая, что на двух умерших приходится один родившийся и в ближайшие пять лет убывание сохранится.

Кроме того, продолжается переток в сферу обслуживания, число людей занятых в промышленности уменьшается, и это на фоне того, что машиностроение, автомобилестроение и радиотехника – это приоритетные отрасли, и мы должны сделать все, чтобы они развивались в соответствии со стратегией развития региона.

Становится ясно, что для того, чтобы обеспечить развитие этих отраслей, нужна соответствующая производительность труда. А дальше возникает следующий вопрос – кто будет считать перспективный кадровый заказ на предприятиях? Мы с Наумовым (директор департамента образования Нижегородской области – НТА-П) эту тему обсуждали, он говорит – я готов учить, но скажите кого и сколько.

Например, на текущий год понятно – предприятия сделали свои заказы. А вот как я должен трансформировать систему обучения на пять-десять лет вперед? Мне кажется, здесь важную роль играет Министерство экономики. Очень важно чтобы Минэкономики определила такую цифру. Допустим, что предприятия в течение пяти лет должны обеспечить увеличение производительность в два раза, в следующие пять лет еще в два - два с половиной раза и так далее. И нужно еще исходить из того, что численность рабочих должна быть снижена и если предприятия этого не добьются, то они станут неконкурентоспособны и не смогут работать.

Как Вы охарактеризуете нынешнюю систему профтехобразования в регионе?

С одной стороны, хорошо, что в Нижегородской области сохранена система профтехобразования, причем наш регион в этом плане уникален. С другой стороны, упрощенно говоря, эта система не имеет заказов на несколько лет вперед и нет заказчика как такового. Предприятия работают на сегодняшний год, а система формирования заказа пока отсутствует. Министерство экономики должно разработать прогноз, на основе которого руководство предприятий и население строить свою стратегию.

У нас в области около 1,6 млн. людей заняты в секторе экономики, то есть работающих. Цифра – сколько рабочих из этого количества не определена, но общепринятая норма – 60-65% от занятых в экономике, что составляет около 1 млн. человек, то есть рабочих большинство. Вузы в год готовят около 30 тыс. человек, а система профтехобразования, включая техникумы ПТУ и колледжи – 11 тыс. Получается, что, несмотря на то, что растет потребность в высококвалифицированных рабочих, людей с высшим образованием у нас выпускается в три раза больше, чем по рабочим специальностям.

И с одной стороны это хорошо, это значит, что молодежь тянется к знаниям, родители готовы платить деньги, но получается что значительное число выпускников, особенно таких специальностей как экономисты, юристы и менеджеры, не могут устроиться на работу. Дело в том, что абитуриентам в свое время не подсказали, какая специальность будет востребована, так как нет соответствующего мониторинга. Даже в системе профтехобразования, по проведенным исследованиям, практически, для отрасли машиностроения готовится лишь одна четверть, хотя машиностроение составляет большую часть промышленности и рабочих мест.

Мы подходим к вопросу о профориентации. Если раньше, те, кто постарше, учась в школе, своими руками изготовили, например, молоток, табуретку или зубило, получили какие либо навыки труда, то это давало необходимый опыт, возможность сравнить. Сейчас получается так, что школы "заточены" на высшее образование и качество их работы определяется не тем, как они помогли ребенку понять, где он будет успешен, дать попробовать разные направления деятельности. Школы сейчас отчитываются за количество поступивших в вузы. Более того, ряд директоров ПТУ жалуются, что их физически не пускают в школы для проведения профориентационной работы. И в этом заключается вред, так как это искажает реальное информационное поле.

Как на Ваш взгляд должны быть организована система профтехобразования?

Эту работу можно организовать только совместно органами власти, предприятиями, образовательными учреждениями и органами МСУ.

Например, на том же Горьковском автозаводе существует фонд, который выделяет значительные средства на профориентационную работу и на укрепление материальной базы профтехучилищ.

Так ПТУ №4 и №25 сотрудничают со школой №59, в которой организован профориентационный кабинет (при этом школа готовит не меньше выпускников поступающих в вузы, но еще часть учеников после окончания обучения выбирают для его продолжения профтехучилища, детям помогают выбрать профессию). При этом для самих ПТУ Автозавод закупает специальные тренажеры, которые позволяют ученикам на практике изучать современные приемы и методы работы, и компьютерное обеспечение, позволяющее экономить и эффективно использовать время преподавателей.

Кроме того, на ГАЗе работает свой учебный центр, который обладает всеми необходимыми образовательными лицензиями, и занимается переподготовкой людей, в частности, пришедших из армии, а также позволяет повышать квалификацию.

Выксунский металлургический завод создает сквозную систему обучения: рабочие места – техникум – институт, и сейчас там проблема "наоборот": не все ребята, прошедшие обучение могут поступить на завод.

Гидромаш, который работает с ПТУ №78, использует следующую схему: преподаватели профтехучилища ведут теоретическое обучение, а все практические занятия проходят на Гидромаше, где есть современное оборудование.

Что касается материально-технического обеспечения училищ, то обучение техническим специальностям требуется более дорогостоящая база. Например, почему готовится большое количество поваров практически во всех профтехучилищах? Если говорить упрощенно, то затрат на обучение поваров требуется гораздо меньше средств, чем на обучение тех же станочников. Практически, сейчас нет профтехучилищ, которые обладают современным станочным оборудованием.

В Чувашии, например, существует такое понятие как "ресурсный центр". Это образцовые ПТУ с хорошим оборудованием, но там оно приобретается "всем миром". Может быть, и в Нижнем Новгороде не надо иметь десять хорошо оборудованных ПТУ, пусть будет два по металлообработке, в заречной и нагорной частях города, но там будет все необходимое оборудование для учебы.

А как при этом учитывать специфику предприятий?

Человек с грамотно освоенной базовой специальностью в итоге может хорошо работать на разных предприятиях с дообучением уже на рабочем месте.

Надо сделать, чтобы дети пришли туда учиться. То же ПТУ №4, которое грамотно работает, не смогло укомплектовать группы станочников, потому что такие сложные профессии непопулярны. Я посмотрел газету с вакансиями: требуется грузчик с зарплатой 8 тыс. рублей, охранник – более 8 тыс., кладовщик – 6-7 тыс. Станочник может получать и 20 и 25 тыс. рублей, но для этого нужно быть или очень талантливым или иметь стаж работы не менее 5 лет.

Получается, что по ряду профессий должна быть поддержка со стороны предприятий на первых порах: нужен шеф-наставник, дополнительная стипендия. Кроме того, нельзя заинтересовать человека придти работать на предприятие, если в цехах грязь и стоит старое несовременное оборудование. Необходимо заинтересовать его, показать перспективы. Для ребят очень важно чтобы и КВН там был и спортзал и перспективы по строительству жилья с участием предприятия. Все то, что называется закреплением.

Сейчас много делается для поддержки молодых специалистов в сфере медицины и образования, но там, куда они приходят работать, люди со стажем в 20 и более лет недовольны тем, что их заработная плата ниже, чем у работников, только что закончивших обучение. Не получится ли то же самое на предприятиях, которые станут оказывать поддержку молодым рабочим?

Такие проблемы действительно возникают, но здесь нужно рассуждать по-другому: если средства будут "размазаны" на большое количество людей, то, в итоге, ветераны уйдут на пенсию, а на смену им никто не придет. Мы понимаем и переживаем за пенсионеров и сейчас много держится на династиях, но исходя из реальной жизни – если молодежь не придет, то продолжения не будет.

Какова роль местного самоуправления в решении проблемы с дефицитом рабочих кадров?

Без координирующей роли местного самоуправления есть большой риск сделать большое количество ошибок. В частности, при принятии инвестиционных решений необходимо учитывать баланс трудовых ресурсов в районе, где он будет реализован.

При создании новых предприятий или модернизации существующих мощностей кадровый вопрос учитывается в последнюю очередь, а это неправильно. Сейчас очень важно, и правительство уже обращает на это внимание, что при заключении инвестиционных соглашений должно обязательно учитываться наличие трудовых ресурсов, а инвесторы должны участвовать в подготовке кадров.

Сейчас в Нижегородскую область приходят новые инвесторы и создают здесь новые производства. Не обострит ли это кадровую проблему и не повредит ли существующим предприятиям?

То, что обострит – это точно, но я считаю это плюсом. Если есть конкуренция продукции – то есть конкуренция в рабочей силе и конкуренция предприятий как работодателей. Это должно подтолкнуть действующих работодателей к серьезному отношению, продуманной кадровой политике, к повышению производительности труда и повышению конкурентоспособности в целом.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
19 апреля