Интервью

Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья будет восстановлен не раньше 2015 года

Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья будет восстановлен не раньше 2015 года

На вопросы агентства "НТА-Приволжье" отвечает директор Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ) Вениамин Архангельский.

Вениамин Сергеевич, как продвигается реставрация усадьбы Сергея Рукавишникова на Верхневолжской набережной? На этот объект правительство Нижегородской области в 2008 году было готово выделить 50 млн. рублей. Все ли средства освоены, может выделялись дополнительные средства?

На реставрационные работы усадьбы Сергея Рукавишникова нижегородским правительством в прошлом году было выделено 66 млн. рублей, даже больше, чем планировалось. Полностью восстановительные работы усадьбы будут закончены в 2010 году, на них потребуется порядка 200 млн. рублей.

В этом году будут завершены основные строительные моменты – анфилада парадного зала, лестницы, а реставрация кровли и фасадов здания была закончена в прошлом году. Кроме того будет завершена внутренняя отделка здания – лепнина, декор и настенная живопись, и установлены все коммуникации. Областное правительство на эти работы выделит 100 млн. рублей.

После окончания строительных работ начнется построение музейной экспозиции. В 2009 году планируется завершить трехмерный проект интерьеров, представляющий окончательный вид усадьбы Рукавишникова, который будет защищен на правительстве Нижегородской области.

Готов ли проект развития Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья на Щелковском хуторе?

После приезда губернатора Валерия Шанцева на Щелковский хутор в начале 2008 года были приняты два решения: разработать генеральный план освоения территории для размещения Музея архитектуры и быта, а также просчитать все аварийные помещения и передать сведения о них в управление по охране памятников.

После составления сметы НГИАМЗ подал в нижегородское правительство заявку. Но в 2008 году она не была профинансирована. И, к сожалению, из бюджета на этот год ее тоже убрали. Ситуация по Щелковскому хутору немного сложнее, чем по усадьбе Рукавишникова, так как требуемые суммы очень большие. Так, только один генплан обойдется где-то в 100 млн. рублей. Конечно, имеется ввиду генплан со всей проектно-сметной документацией (перенос домов с области, создание Южной приволжской зоны). Это будет продолжение, дальнейшее развитие концепции Агафонова, Самойлова, Званцева и всех тех, кто принимал 30 лет назад участие в создании этого музея. Тогда было освоено только 3 га земли, а нам предстоит освоить 35 га. 

Конечно, мы не останавливались, несмотря на то, что генплан еще не утвержден. Совместно с научно-производственной компанией "Этнос" в 2008 году мы разработали основные положения, но их дальнейшая проработка и изменение возможны лишь в рамках принятого проекта.

В то же время имеется много спорных моментов. В частности, как включать в музей зону городской застройки 19 века. В 2006 году был перенесен один дом из данной зоны, в этом году планируется перенесение еще 3-х домов – каких, пока не решено. Ведь перенесены они должны быть не бездумно, а так, чтобы посетитель музея мог окунулся в атмосферу прошлого, пройтись по улицам 19 века. 

Говорилось о планах выделения Музея на Щелковском хуторе в самостоятельное юридическое лицо. Что с этими планами?

Выделение музея в самостоятельное юридическое лицо нецелесообразно, и было принято решение это не делать. В условиях нефинансирования этот музей не окупает сам себя. То, что он находится в составе НГИАМЗа, позволяет хоть как-то его содержать. Сейчас, за счет Нижегородского кремля, который является наиболее посещаемым и самым прибыльным, НГИАМЗ содержит свои 8 филиалов.

Когда, по вашему мнению, будет восстановлен Музей на Щелковском хуторе?

Говорить о полном восстановлении Музея народов Поволжья на Щелковском хуторе до 2010 года нельзя. Будем надеяться, что до 2010 года мы хотя бы "пробьем" генплан. А восстановлен музей, наверное, будет не ранее 2015 года.

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий недавно сказал о том, что в 2010 году в Арзамасе будет открыт Музей русского патриаршества. В прошлом году нашему агентству сообщили в областном правительстве, что этот музей будет иметь статус государственного учреждения в качестве филиала НГИАМЗ, это так?

Да, конечно. Постановление министерства культуры России о передаче этого объекта (здания магистрата в Арзамасе. – НТА-П.) нам, уже указывает, что музей переходит к НГИАМЗ именно на правах филиала. Ведь фонды -   церковное облачение и церковная утварь – все это хранится у нас. А так как мы не имеем права все это выставлять на других площадях, то это очень удобный способ показать все эти предметы.

Уникальность этого музея будет не только в том, что он, как планировалось, будет посвящен двум личностям - патриархам Никону и Сергию Страгородскому, - но и истории православия вообще. Ведь наша область уже давно ценится и славится как духовный центр - у нас сохранилось больше всех церквей, история православия очень богатая, а личности Никона и Сергия дополняют эту историю. Мы должны гордиться нашей историей. Именно поэтому в музее будет сделан так называемый "блок памяти", который посвящен истории репрессий и реформ, которые переживала РПЦ.

Достаточно давно говорится о планах открытия в Нижегородском остроге музея политической истории. Будет ли, по-вашему, этот музей открыт?

В настоящее время сложилась очень неприятная для нас ситуация с ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", так как здание острога находится у них в собственности. Агентство хочет провести реставрационные работы, и у них есть на это средства. Мы этому очень рады, потому что острог действительно нуждается в этом. Но после реставрационных работ Агентство планирует сдать площади острога в аренду. Может быть, небольшие площади выделят для музея, но это не позволит развернуть всю экспозицию. В Нижегородском остроге находились в заключении М.Горький, Я.Свердлов, Ф.Дзержинский – личности, в нашей истории очень значимые, и по ним у нас очень много предметов. Весь острог можно было бы сделать такой  этапно-пересылочной тюрьмой, как она была.

Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры выбрало такой подход – не просто выделить деньги на реставрацию, но при этом сделать деньги для себя. Но ведь это памятник! Мы обратились в суд за помощью, так как Агентство, мягко говоря, нас выгоняет. Но мы и сами готовы уехать, потому что ремонт действительно необходим, но только ехать-то некуда! Новое фондохранилище полностью занято теми предметами, которые войдут в экспозицию усадьбы Рукавишникова.

На реставрацию Нижегородского острога планировалось в 2008-2009 году выделить 44 млн. рублей. Все ли планируемые средства (17,5 млн. рублей) удалось освоить в 2008 году?

Да, но эти 17 млн. рублей были освоены "впритык". В 2008 году НГИАМЗ освободил для Агентства верхнее крыло острога, и половину кровли отреставрировали. Сейчас нужно делать вторую половину, и надо освобождать площадь. Вот и пришлось обращаться в суд, так как Агентству надо проводить дальнейший ремонт, на который в 2009 году область выделила 35 млн. рублей, а выехать мы не можем. В остроге у нас находится библиотека, люди, которые сейчас работают в условиях стройки. А нам еще надо как-то обеспечивать хранение фондов. Кроме того, Росохранкультура проводит постоянные проверки, и упрекает нас в том, что мы неправильно храним музейные фонды. А как хранить, когда вообще на улицу выгоняют?

Надеемся, что суд, который состоится в марте, поможет нам решить эту проблему. Мы будем добиваться предоставления нового помещения, хотя бы временного, чтобы после реставрации вернуться в острог. Кроме того, Агентство должно предоставить нам гарантии, что мы вообще туда вернемся. Сейчас мы готовимся к суду, собираем документы. Конечно, остаться на улице законодательство РФ нам не позволит, ведь все музейные фонды являются федеральной собственностью. 

Какие реставрационные работы планируется начать в этом году? Расскажите, пожалуйста, о планах на 2009 год.

Мы выполнили проект по Зачатской башне,  которая закрывает контур Кремля, а проблема закрытия контура очень важна. Если говорить в общем, то состояние Зачатской башни, а также Арсенала и Военного манежа, не позволяют Нижегородскому Кремлю войти в список памятников ЮНЕСКО. Данная проблема губернатором Валерием Шанцевым была услышана, и он дал распоряжение начать в 2009 году работы по реставрации башни. Проект есть, смета сделана, но будут ли выделены средства на это в связи с нестабильной финансовой ситуацией, пока неизвестно.

Также Музей нижегородской интеллигенции на улице Горького в этом году будет перенесен, из-за того, что там проходит "красная линия" метро. Этот музей - уникальный памятник, но федеральная комиссия по охране памятников должна вывести его из состава памятников, так как здание в этом статусе переносить нельзя. Новое место для музея пока не определено, и в этом состоит загвоздка. Но в этом году решение должно быть принято. Конечно, это будет уже не та историческая среда, но в любом случае, важно сохранить хотя бы этот музей. В нем полностью сохранен быт дома сестер Невзоровых, быт нижегородской интеллигенции. Хотя, конечно, этот быт характерен не только для Нижнего Новгорода, но и для всей России.

Мы планируем открыть новый маршрут от Дмитриевской до Кладовой башни Кремля. В настоящее время есть отдельный маршрут по Дмитриевской башне и экскурсия на стену Кремля, на которую посетители заходят с Кладовой башни. Мы хотим объединить два этих маршрута и открыть галерею от Кладовой до Дмитриевской башни, где можно будет продемонстрировать наиболее интересные идеи архитектурного и восстановительного плана по нашим памятникам. Чтобы посетитель шел и видел, что в реставрационном плане делается у нас в области. Для этого мы планируем привлечь реставрационный совет, который уже второй год работает у нас в области. Этот проект уникальный и, компании, реставрационные стенды которых будут представлены в этой галерее, профинансируют ее обустройство, то есть закрытие теплого контура. Иногда, как видите, можно и без бюджетных средств открывать и находить новые пространства и музейные, и выставочные.

Кроме того, мы попытаемся сделать выход из Часовой башни (около Северной башни), для того, чтобы посетители не возвращались обратно, это не очень удобно, а выходили там и могли еще пройтись по территории Кремля или зайти в Ивановскую башню.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
19 апреля