Интервью

В области создания плавучих атомных станций у России пока нет конкурентов

В области создания плавучих атомных станций у России пока нет конкурентов

На вопросы информационного агентства "НТА-Приволжье" отвечает директор ОАО "ОКБМ Африкантов" Дмитрий Зверев

Дмитрий Леонидович, проект ПАТЭС считается инновационным. Расскажите, пожалуйста, в чем именно это выражается и где, в основном, применяются инновационные решения?

Инновационным в данном проекте можно считать ядерную энергоустановку, которая будет впервые установлена на барже и использоваться для получения электрической и тепловой энергии, передаваемой береговым потребителям. Принципиально новым качеством такого энергоисточника является его мобильность, то есть транспортабельность. Это качество позволяет построить энергоблок в заводских условиях и доставить его с завода-изготовителя до места работы методом буксировки, а при необходимости – перемещать с одного места работы на другое.

Местом расположения таких энергоисточников могут быть любые подходящие площадки вдоль береговой линии мирового океана и крупных рек. В нашей стране такие атомные станции востребованы в труднодоступных и отдаленных районах Севера, богатых полезными ископаемыми, но не связанных с единой энергосистемой страны и испытывающих трудности с доставкой обычного топлива. Поставка в эти регионы плавучих станций позволит обеспечить их энергетическую безопасность и, главное, будет способствовать их социальному и экономическому развитию.

Интерес к ПАТЭС со стороны наших северных регионов подтверждается недавно подписанным госкорпорацией "Росатом" и правительством Якутии соглашением по освоению Эльконского ураново-рудного месторождения и сооружению Эльконского горно-металлургического комбината. Этот документ предполагает строительство четырех плавучих АЭС малой мощности для обеспечения теплом и электроэнергией северных районов Якутии.

Какие технические решения реализованы для обеспечения общей и радиационной безопасности энергоустановок? Этот вопрос особенно актуален в условиях нестабильности в странах Юга.

Со всей ответственностью могу сказать, что в конструкцию нашей реакторной установки заложены самые современные решения в области создания ядерных реакторов повышенной безопасности. Обеспечено выполнение всех существующих нормативных требований по ядерной и радиационной безопасности. Известно, что при нормальной работе атомные станции не оказывают никакого радиационного влияния на население и окружающую среду. Это подтверждается многолетним опытом эксплуатации действующих АЭС и атомных судов в России и в мире.

Особое внимание в проекте традиционно уделяется мерам обеспечения надежной работы оборудования энергоустановки и внутренне присущей безопасности, которые позволят предотвратить серьезные нарушения в работе, если какое-либо оборудование все-таки выйдет из строя. Предусмотренные в проекте системы автоматической защиты и защитные барьеры надежно предотвратят выход радиоактивности в окружающую среду. Эффективность предусматриваемых для этих целей средств убедительно продемонстрирована в процессе эксплуатации наших энергоустановок на ледоколах и кораблях военно-морского флота.

Проект первой ПАТЭС реализуется на базе реакторов КЛТ-40С. Новая ли это разработка или уже имеется какой-то опыт их эксплуатации?

Энергоустановки типа КЛТ-40 – прототипы усовершенствованной реакторной установки плавучей АТЭС – уже несколько десятилетий работают на наших атомных ледоколах, показывая высокую работоспособность, надежность и безопасность в сложных условиях эксплуатации. В качестве примера можно привести ледокол "Арктика", который в общей сложности отработал уже 33 года.

С гордостью скажу, что Россия – единственная страна в мире, обладающая атомным ледокольным флотом. Атомные энергоустановки для всех отечественных ледоколов созданы нашим предприятием. А всего в нашей стране было построено и эксплуатировалось 9 атомных ледоколов и одно грузовое судно – лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть". Ни на одном из этих судов за длительный срок их эксплуатации не было поломок с радиационными последствиями, представляющими опасность для людей и окружающей среды. Я думаю, убедительнее доказательства надежности наших реакторов не найти.

Согласно сообщениям СМИ, первая ПАТЭС заменит Чаунскую ТЭЦ на Чукотке в 2012 году. Какие конструкционные особенности позволяют эксплуатировать энергоустановку в условиях Крайнего Севера? Или, например, в условиях тропической жары?

Как уже говорилось, предшественники ПАТЭС – это атомные ледоколы, которые создавались для работы в суровых условиях Арктики и очень хорошо показали себя там. Особенных отличий от установок атомных ледоколов реакторы ПАТЭС не имеют, а поскольку наши атомные ледоколы успешно работают в условиях Крайнего Севера, то никакие температурные условия им не страшны, будь то северные холода или африканская жара. Так же как и природные явления: штормы, ураганы и прочее. Могу Вас заверить: плавучие энергоблоки и наши реакторы проектируются исходя из требований повышенной устойчивости не только к экстремальным внешним воздействиям, но и к террористическим атакам.

Дмитрий Леонидович, расскажите, пожалуйста, о перспективах  использования энергоблоков в качестве опреснителей морской воды. В чем отличие таких установок от ПАТЭС?

Растущий дефицит пресной воды – это одна из серьезных проблем, имеющих глобальный характер. По данным ООН, сегодня около 2,5 млрд. людей в мире страдают от нехватки качественной питьевой воды. Поэтому рынок опреснения на сегодняшний день достаточно велик и быстро растет, вместе с ростом численности и уровня жизни населения на нашей планете.

В регионах, примыкающих к морям и океанам, возможно получение пресной воды из морской с помощью опреснительных установок. Однако процесс опреснения морской воды требует больших затрат тепловой или электрической энергии и поэтому весьма дорог. Ядерное опреснение на этом рынке может оказаться вполне конкурентоспособным. Опыт применения атомной энергии для опреснения у нас уже есть - на берегу Каспийского моря 30 лет работал завод по опреснению морской воды, энергию для которого давала реакторная установка на быстрых нейтронах БН-350, разработанная ОКБМ еще в 1960-е годы. Этот энергоопреснительный комплекс снабжал город Шевченко (ныне Актау, Казахстан) электроэнергией и питьевой водой, превратив его в цветущий город-сад среди безжизненной каменистой пустыни.

Что касается наших плавучих энергоблоков, то они вполне могут быть использованы в качестве источников энергии для водоопреснительных станций. Такие проработки нами уже делались, и они показали возможность создания атомных опреснительных станций, вполне конкурентоспособных по стоимости и качеству получаемой пресной воды.

Расскажите, пожалуйста, более подробно о концепции строительства ПАТЭС "под ключ" и концепции "строю-владею-эксплуатирую".

Технология "сдачи под ключ" подразумевает сдачу заказчику полностью построенного и испытанного энергоблока, ввод его в эксплуатацию и помощь в обслуживании в течение всего периода эксплуатации объекта. Такая технология выполнения работ наиболее выгодна заказчику, поскольку он получает испытанный и готовый к эксплуатации объект. За счет этого резко сокращаются объемы дорогостоящего строительства на месте размещения станции.

Концепция "строю-владею-эксплуатирую", как нам представляется, применима к ПАТЭС исходя из того, что ее потребителями могут быть развивающиеся страны, не имеющие соответствующей промышленной базы и квалифицированного персонала для обслуживания атомных станций. Для таких стран возможен вариант продажи заказчику не самой станции, а только электроэнергии, вырабатываемой ею. Собственником станции, так же как и ее строителем и эксплуатирующей организацией, в этом случае остается наша страна. С потребителем заключается долгосрочный контракт на покупку продукции, производимой ПАТЭС (электроэнергии, тепла, пресной воды), которая работает под российским флагом и эксплуатируется российским экипажем. Для технического обслуживания и утилизации плавучая атомная станция возвращается в Россию на специализированный завод. А после окончания работы станции на месте ее стоянки остается экологически чистая территория – так называемая "зеленая лужайка".

Каковы сроки строительства первой ПАТЭС? Как повлиял на ход реализации программы перевод работ по строительству плавучего энергоблока на ОАО "Балтийский завод"?

Работы по сооружению первого плавучего энергоблока (ПЭБ), изготовлению оборудования его реакторных установок интенсивно ведутся с 2007 года. Первоначально ПЭБ был заложен на верфи Северодвинского завода "Севмаш". Однако в связи с перегрузкой его оборонными заказами, работы было решено передать "Балтийскому заводу". Это завод, который строил все наши атомные ледоколы, поэтому у нас нет сомнений, что он успешно справится и с этой задачей.

В феврале 2009 года был подписан контракт между ОАО "Концерн Энергоатом" (организацией, эксплуатирующей все атомные станции России и входящей в состав ОАО "Атомэнергопром") и "Объединенной промышленной Корпорацией" (ОПК), в которую входит санкт-петербургский "Балтийский завод", о строительстве первой плавучей атомной теплоэлектростанции на верфях ОПК. Ввод в эксплуатацию первой ПАТЭС, с учетом переноса работ на новое предприятие, намечен на 2012 год. Мы в данном проекте выполняем функцию главного конструктора и комплектного поставщика реакторной установки. Свою часть работы выполняем, в основном, в срок, изготавливаем, испытываем и отгружаем оборудование на завод-строитель. Вместе с нами в реализации этого проекта активно участвуют и другие нижегородские предприятия: ОАО "Нижегородский машиностроительный завод" и ФГУП ФНПЦ "НИИИС им. Ю.Е.Седакова".

Какие трудности возникли при разработке проекта плавучей станции? Есть ли сегодня в мире аналоги данным разработкам российских ученых и реальные конкуренты в этой сфере?

Трудности, как в любом новом деле, естественно, были и есть, но к ним нам не привыкать. Поскольку плавучая станция – совершенно новый энергообъект, то первой трудностью, возникшей на пути ее создателей, было отсутствие нормативных документов применительно к объектам такого типа. Ведь они сочетают в себе одновременно свойства и судна, и АЭС. Существует нормативная база по атомным ледоколам и по наземным атомным станциям, а поскольку плавучая станция – это симбиоз двух этих объектов, то нам и всем остальным участникам проекта пришлось столкнуться с рядом вопросов со стороны надзорных органов. Для обсуждения, в том числе, этих вопросов в ноябре прошлого года мы провели в Нижнем Новгороде межотраслевую научно-практическую конференцию. В работе конференции приняли участие большое количество специалистов атомной и судостроительной отраслей промышленности, научных институтов, представители Крайнего Севера. Были сформулированы предложения руководству отрасли по развитию этого перспективного направления атомной энергетики.

Говоря о конкурентах, могу сказать следующее. Реакторные установки малой мощности сейчас разрабатываются во многих странах мира, поскольку интерес к этому сектору энергетики достаточно большой. Что же касается плавучих станций, у России на сегодняшний момент – пока! – конкурентов нет. Были попытки создания таких станций для нужд обороны в США еще в 60-е годы, но они не получили развития. Поэтому преимущество России в этой области неоспоримо, и важно развить его, успешно завершив создание пилотного образца и приступить к строительству серии ПАТЭС.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
28 марта