Интервью

В Госдуме я буду представлять интересы ТЭК в целом, для того, чтобы профессионально решать проблемы всей отрасли, которые сегодня назрели.

В Госдуме я буду представлять интересы ТЭК в целом, для того, чтобы профессионально решать проблемы всей отрасли, которые сегодня назрели.

Александр Борисович, Вы бывший военный, как Вы попали в компанию "Лукойл"?

Вся моя предыдущая жизнь делится на два больших этапа — служба в вооруженных силах и работа в компании "Лукойл". Закончил Серпуховское высшее командное военное училище. Потом служил в ракетных войсках и преподавал в военной академии ракетных войск стратегического назначения им. Дзержинского. Я был преподавателем, одним из основателей военной политологии, готовил учебники, курсы. В 1993 году группа сотрудников этой кафедры, в том числе и я, перешла в нефтяную компанию "Лукойл", фактически мы стояли у истоков ее создания. Я также практически с нуля сформировал ныне действующий департамент общественных связей компании. Департамент является подразделением, основной задачей которого является обеспечение взаимодействия компании с органами власти и общественностью. В структуре департамента также есть подразделение, работающее со СМИ

По сути, департамент выполняет роль "рассказывающего" подразделения, которое информирует о деятельности "Лукойла". В то же время департамент мониторит изменения в законодательстве. Мы должны вовремя проинформировать руководство компании об изменении экономических условий. Кроме этого, департамент занимается всеми благотворительными и спонсорскими программами компании.

По Вашей инициативе в "Лукойле" развивается экологическое направление PR. Почему именно экологическое?

Экология — по определению, хотите бич, хотите конек любой нефтяной компании. В первую очередь в ухудшении экологии винят нефтяные компании. При этом все нефтяные компании без исключения занимаются вопросами экологии. Во-первых, необходимо заниматься экологией добычи нефти и, во-вторых, повышением качества топлива. Вот недавно прошел репортаж о том, что компания прекратила выпускать бензин АИ-80 и о том, как нижегородцы к этому готовятся. Вот мол, бедные сельхозпроизводители, у них машины старые и работают они на бензине АИ-80. И подспудно говорится о том, что надо помогать селянам. Так помогать нельзя. Потому что, если эти машины выйдут на поля, то всю эту гарь и грязь мы получим в свекле и в картофеле. И работать на машине 30-летней давности просто нельзя, надо находить средства, вкладывать в модернизацию сельского хозяйства. Весь мир так работает, появляются новые трактора, комбайны, более экологически чистые. "Лукойл", например, производит экологически чистые масла и топливо, которое минимизирует вредное воздействие на окружающую среду.

Кроме этого нефтяные компании работают и над альтернативными видами топлива. В странах Евросоюза законодательство стимулирует производство альтернативных видов топлива. И, например, в Болгарии, мы намерены строить ветряные электростанции. Надеюсь, что не за горами то время, когда и в нашей с вами стране появится соответствующее законодательство. Я вижу конструктив в том, чтобы лоббировать его скорейшее принятие в интересах всех граждан.

Какие объемы средств тратит "Лукойл" ежегодно на экологические и благотворительные программы?

Я бы не стал называть какую-то общую цифру. 2 августа в рамках праймериз я встречался в Кстово с жителями города и обратил внимание на то, что все говорят: "Вы — самая большая компания, почему вы не строите детские сады, школы?". Возникает вопрос: почему нефтяная компания должна строить детсады и школы, когда есть власть? "Лукойл" сегодня крупнейший налогоплательщик области. "Лукойл" — крупнейший налогоплательщик страны, 800 млрд. долларов мы дали в казну. Депутаты Кстовского совета, Нижегородской области, государственной Думы должны решать как эти деньги распределять. Давайте поработаем над бюджетом, сбалансируем его. Здесь требуется вдумчивая работа и законодателей и исполнителей. Наша роль – зарабатывать прибыль для акционеров, которых, кстати, у ЛУКОЙЛа более 100 тысяч, и платить налоги. И размер налогов должен быть независим от формы собственности — государственная это компания или нет.

Если говорить о благотворительности, то "Лукойл", в частности, финансирует Большой симфонический оркестр, спонсирует Олимпийскую сборную по лыжам. Мы занимаемся спонсорством и на региональном уровне - проводим конкурсы социальных проектов, поддерживаем спортивные клубы, школы.

"Лукойл" в Нижегородской области отказался от реализации бензинов, не соответствующих стандарту "Экто". Не повлечет ли это отток покупателей и снижению объемов реализации топлива?

Качество топлива регламентируется государством. Согласно постановлению правительства РФ "Об утверждении технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", производство бензинов класса Евро-2 на территории РФ прекращается с 2011 года, класса Евро-3 — с 2012 года.

"Лукойл" вкладывает большие средства в модернизацию производства. Две недели назад глава правительства РФ Владимир Путин одобрил проект по модернизации Кстовского нефтеперерабатывающего завода на территории которого будет построен фактически еще один, более современный завод. В результате в течение 5 лет может быть удвоен размер налогов, которые "Лукойл" платит в бюджет Нижегородской области.

Каков Ваш прогноз цен на бензин в 2012 году и как будет складываться ситуация на топливном рынке России, насколько он насыщен в настоящее время?

60% в цене каждого литра бензина — это налоги. 20% - это затраты на его производство, включая расходы на приобретение нефти, и порядка 13-15% - прибыль на различных этапах. В США в стоимости бензина налоги составляют 30%. Давайте снизим в России налоги на 30% и бензин тоже подешевеет. В Европе 80% стоимости бензина — это налоги. Там бензин дороже. Это государство принимает решение, где и сколько собирать налогов. Может быть снизить налоги на бензин, а на табак, алкоголь, - поднять? Депутаты должны подумать. Может быть у нас какие-то виды производства вообще не облагаются налогом и надо немного налоги перераспределить. Налог на добычу полезных ископаемых сегодня также повышается, а куда он потом идет? В тоже время он входит в цену бензина. Если завтра государство объявит о том, что повышает НДПИ, то и бензин станет дороже вне зависимости от желания производителей.

"Лукойл" обвиняли в отказе в продаже бензина независимым трейдерам, имели ли место такие факты и с чем это связано?

Это очень характерный пример для Нижегородской области. "Лукойл" произвел тонну бензина по определенной цене. Завод получил прибыль, и на АЗС делает минимальную наценку — 3-5%, так как у производителя есть такая возможность. А "независимые" трейдеры говорят: "Почему стоимость бензина на АЗС повышается на 3-5%? Нормальный бизнес должен развиваться, давайте сделаем наценку 50%". То есть "Лукойл" будет спонсировать бизнес кому-то другому. А зачем?

"Лукойл" заявил о намерении передавать свои АЗС в управление дилерам. Для чего это делается и не скажется ли подобная процедура на качестве реализуемого бензина?

Во всем мире дилерство и франчайзинг распространены. В Америке все АЗС находятся во франчайзинге, это процедура отработана годами. Мы попытались в свое время так сделать на своих АЗС, но не нашли практически ни одного добросовестного партнера, соблюдающего жесткие корпоративные требования к качеству топлива и сервиса. С тех пор ситуация на рынке заметно изменилась в лучшую сторону и я думаю, что в настоящее время найдется достаточное количество предпринимателей, готовых вести бизнес добросовестно и качественно, чтобы передать им в управление свои АЗС.

Вы являетесь кандидатом философских наук, доктором политических наук, профессором, академиком РАЕН, академиком Международной педагогической академии. С чем связано Ваше намерение поработать в Госдуме?

"Лукойл" исповедует идею профессионализма во всем. Мне очень легко работать в "Лукойле". Вагит Алекперов — профессионал, он прошел путь от бурового мастера до президента нефтяной компании. Для него тайн в нефти нет. Кто-то занимается нефтепереработкой, кто-то - сбытом. И так же в политике. Я считаю себя профессионалом в политике, я накопил достаточно богатый опыт, я политолог, участвую в разработке законов, работаю с законодателями. Поэтому я принял решение идти на выборы. В Госдуме я буду представлять интересы ТЭК в целом, для того, чтобы профессионально решать те или иные проблемы всей отрасли, которые сегодня назрели.

Почему Вы приняли решение участвовать в праймериз Общероссийского Народного фронта от Нижегородской области?

В Нижегородской области расположен наш крупнейший завод, здесь расположена крупнейшая сбытовая сеть, здесь расположены энергетические компании. Кроме этого, генеральный директор ООО "Лукойл-Волгонефтепродукт" Андрей Спирин и генеральный директор ООО "Лукойл-Энергосети" Евгений Люлин являются депутатами ОЗС. Эта синергия позволит нам эффективнее работать на Нижегородскую область. Кроме этого, нужно контролировать строительство нового завода, который будет строиться 5 лет. Я предложил партии курировать этот проект. Для более эффективного строительства этого завода нужно принять целый ряд решений на федеральном уровне. Поэтому однопартийцы меня поддержали и я был выдвинут политсоветом "Единой России" кандидатом на праймериз.

В этом году "Единая Россия" пойдет на выборы в Госдуму в рамках Общероссийского Народного фронта и 25% мандатов будут переданы представителям общественных организаций, входящих в Народный фронт. Насколько, по Вашему мнению, данный формат отношений эффективен и в чем он может быть выражен в дальнейшем при законотворческой деятельности Госдумы нового созыва?

В нашей стране многие десятилетия существовала однопартийная система. Была одна партия — КПСС. Виктор Черномырдин, наш великий острослов, сказал: "Какую партию не строй, получается КПСС". Потом появилась задача построить другую партию. Появились идеи о создании различных левых и правых партий. Помню тогда Вице-президент ОАО "Лукойл" сказал Леонид Федун предложил собрать всех губернаторов и создать партию на их основе. Так, в частности родилась "Вся Россия". Там был сильный губернатор Юрий Лужков, который создал "Отечество", потом появилось "Отечество. Вся Россия". Эту идею подхватила кремлевская администрация, когда собрала других губернаторов и создала "Единство". Сама идея проста: есть сильные руководители в регионах и под них набирается команда.

В течение двух предыдущих созывов у "Единой России" в Госдуме создалось конституционное большинство, которое позволило эффективно работать правительству. Но сейчас в партию стали приходить люди, которые и думать перестали, о чем их попросят, за то они и проголосуют. Кроме этого, в регионах не стало сильных личностей, губернаторов. Нижегородская область — это приятное исключение, Валерий Павлинович (Шанцев -прим. НТА-П) — настоящий губернатор из той когорты крупных руководителей, которая достойна уважения. Если взять, например, других губернаторов, то их даже во главе списка партии на выборах не ставят, потому что они не пользуются доверием граждан. Нужен приток новых сил. У нас есть люди, которые готовы бескорыстно работать, чтобы изменить к лучшему жизнь всех граждан. Депутат — это прежде всего законотворец, он должен быть подготовлен писать законы. Я считаю, что попытка премьер-министра РФ Владимира Путина расширить свой электорат, увидеть новых людей - она естественна. Таким образом происходит повышение эффективности работы партийного механизма.

А.Василенко родился 21 октября 1948 года в Москве в семье служащих. Учился в ряде школ по месту службы отца. Получил аттестат о среднем образовании в школе №8 в Калинине.

В 1966 году поступил в Серпуховское высшее командное инженерное училище имени Ленинского комсомола (факультет летательных аппаратов и технологического оборудования), которое окончил в 1971 году.

С 1971 по 1994 год служил в Вооруженных Силах СССР. Начал службу начальником расчета ракетного комплекса СС20 в Белорусском военном округе.

С 1973 года – на комсомольской и преподавательской работе. Окончил адъюнктуру Военной академии им. Ф.Э. Дзержинского в 1991 году, где затем преподавал на кафедре общественных наук. Окончил службу в должности заместителя начальника кафедры общественных наук, в звании полковника.

В это же время в свет выходит ряд научных статей, опубликованных в различных журналах и сборниках.

В 1992 году становится кандидатом философских наук. Позже защищает докторскую диссертацию на тему "Российские нефтяные компании и политика в переходный период" на кафедре Политической социологии Факультета Государственного Управления МГУ им. М.В. Ломоносова. Далее становится профессором, академиком Российской академии естественных наук, академиком Международной педагогической академии.

С 2008 года сотрудничает с РГУ нефти и газа им.Губкина в качестве приглашенного профессора, читает курс политологии.

С 1993 года принимает активное участие в формировании службы по работе с общественностью ОАО "ЛУКОЙЛ".

В 1994 году начинает работать в ОАО "ЛУКОЙЛ" в должности начальника Отдела по связям с государственными органами, общественностью и средствами массовой информации.

Стоял у истоков создания в компании Департамента общественных связей, который впоследствии возглавил. Отвечает за формирование благоприятного имиджа компании, руководит реализацией крупных социальных программ и проектов в области благотворительной и спонсорской деятельности.

Стал инициатором ряда перспективных направлений, которые имеют большое значение для оптимизации работы по связям с общественностью. Его деятельность положила начало новому подходу к региональной политике компании. По его инициативе на предприятиях группы "ЛУКОЙЛ" созданы службы общественных связей и корпоративные СМИ.

За время работы в ОАО "ЛУКОЙЛ" в свет выходят несколько монографий А.Василенко: "Российские нефтяные компании и политика в переходный период" (1997 г.), "ПИАР крупных российских корпораций" (2002 г.), "Соглашения о разделе коррупции в России" (2002 г.), книга в соавторстве "Предвестие эры нефти" (2003 г.).

Неоднократно занимал лидирующие позиции в рейтингах лучших GR-специалистов (по версии Российского профессионального портала о лоббизме и GR и Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти), директоров по общественным и корпоративным связям (по версии газеты "Коммерсантъ", "РБК-рейтинг").

Награжден восемью медалями министерства обороны Российской Федерации, а также рядом государственных наград, Орденом Святого благоверного князя Даниила Московского II и III степени, Орденом Святого преподобного Сергия Радонежского II и III степени. В 2007 году удостоен Ордена дружбы.

Женат, имеет дочь.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
28 марта