Интервью

При принятии решения о допустимости или недопустимости повышения уровня Чебоксарского водохранилища многое будет зависеть от активной позиции не только органов власти, но и каждого нижегородца

При принятии решения о допустимости или недопустимости повышения уровня Чебоксарского водохранилища многое будет зависеть от активной позиции не только органов власти, но и каждого нижегородца
Николай Владимирович, в Нижегородской области в последнее время все чаще открываются новые производства. Понятно, что это положительно влияет на развитие региона, но рассматриваются ли проекты с точки зрения экологической составляющей, прежде чем инвестсовет дает положительные заключения? Насколько отрицательная экспертиза может повлиять на решение о строительстве?

Министерство в рамках своей компетенции осуществляет рассмотрение заявок к Инвестиционному совету. По итогам изучения документации с учетом натурного осмотра участка, анализа природоохранных норм готовится отзыв о возможности размещения объектов.

В ходе рассмотрения инвестиционных заявок в обязательном порядке оценивается возможность использования участка под заявленные цели с позиций сохранения озелененных территорий общего пользования, соблюдения режима особо-охраняемых природных территорий, береговой полосы и водоохранных зон водных объектов.

Так, например, при рассмотрении заявки на реализацию инвестиционного проекта строительства киностудии в Сормовском районе Нижнего Новгорода, было установлено, что земельный участок располагается на озелененной территории общего пользования. В результате Инвестиционным советом было принято отрицательное решение, а заказчику предложена другая площадка.

Министерством также были подготовлены отрицательные заключения на реализацию проектов, послужившие причиной для принятия отрицательных решения Инвестсовета при губернаторе: в границах озелененных территорий общего пользования: "Парк Победы", по ул. Провиантской в Нижнем Новгороде; в границах рекреационно-природной зоны по Московскому шоссе.

Недавно на Нижегородском масложировом комбинате прошло заседание рабочей группы по вопросу неприятных запахов. Оказалось, что определить, превышены ли нормативы выбросов в атмосферу нельзя, поскольку ни федеральное, ни региональное законодательство их не нормирует. Как, на Ваш взгляд, необходимо действовать в этом вопросе? Возможно ли закрыть завод, если окажется, что он негативно действует на здоровье живущих поблизости людей?

На территории ОАО "Нижегородский масложировой комбинат" 21 октября прошло выездное заседание экспертной рабочей группы по мониторингу закона "Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области".

По итогам совещания комитету ЗС НО по экологии и природопользованию совместно с рабочей группой предложено завершить и представить проект закона "О внесении изменений в закон "Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области", а также обратиться в федеральные органы исполнительной власти с целью скорейшей разработки федерального нормативного акта по нормированию запахов.

Что касается ОАО "НМЖК", то ему рекомендовано установить автоматизированный пост наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на границе СЗЗ, и разработать поэтапный план реализации мероприятий по нейтрализации запахов и ликвидации источников дурнопахнущих веществ.

Вопросы возможного выноса (закрытия) предприятия на данном заседании не рассматривались.

Специалисты "РусГидро" перенесли сроки поднятия уровня воды в Чебоксарском водохранилище до отметки 68 метров на весну 2020 или 2021 года. По Вашей информации, будет ли полностью отменено решение о поднятии уровня ЧГЭС?

Широко распространенная в октябре 2011 года информация о "переносе" сроков поднятия уровня воды в Чебоксарском водохранилище до отметки 68 метров на весну 2020 или 2021 года на самом деле "новостью" не является. Срок возможного поднятия уровня Чебоксарского водохранилища переносился неоднократно, и очередной называемый срок ничего не меняет по существу.

С 1981 года Чебоксарское водохранилище эксплуатируется при отметке его нормального подпорного уровня 63 м. В настоящее время действует распоряжение правительства Российской Федерации от 12 марта 1992 года № 468-р, которым установлена указанная отметка. Распоряжением правительства Российской Федерации от 21.04.2010 № 600-р дано поручение подготовить в 2010 году изменения в проектную документацию "Строительство Чебоксарской ГЭС на реке Волге", предусматривающие возможность установления НПУ Чебоксарского водохранилища на отметке 68 м. В соответствии с указанным распоряжением ОАО "РусГидро" к конце 2010 года утверждено техническое задание по завершению разработки указанной проектной документации и с ОАО "Инженерный центр энергетики Поволжья" заключен договор на разработку этой документации. Первоначально назывался ожидаемый срок завершения проектных работ – середина 2012 года, однако, согласно поручения президента РФ от 2 сентября 2011 года по итогам рабочей поездки президента в Астраханскую область, состоявшейся 17 августа 2011 года, проектные работы должны быть завершены в 2011 году.

Для Нижегородской области сокращение сроков проектирования означает прекращение работ по изучению проблем, связанных с проектом. При этом такие крупные проблемы, как возможность вымывания загрязняющих веществ при подтоплении промзон Дзержинска, возрастание оползневой и карстовой опасности, влияние замедления течения на качество воды, водоснабжение городов, инженерные защиты Нижнего Новгорода, Дзержинска, Балахнинского и других районов не могут быть адекватно изучены и рассмотрены в сжатые сроки. В сложившейся ситуации вопросы объективной оценки негативных последствий возможного повышения уровня воды, определения состава и объема защитных мероприятий и ущерба, подлежащего компенсации, не могут найти адекватного решения. Большую часть вопросов защиты территории в условиях подъёма уровня Чебоксарского водохранилища будут вынуждены взять на себя органы местного самоуправления. Учитывая их низкую бюджетную обеспеченность, с этой задачей они заведомо не справятся, что неминуемо приведёт к катастрофе.

Окончательное решение об отметке Чебоксарского водохранилища правительством Российской Федерации не принято. Такое решение может быть принято только по результатам государственной экспертизы проекта и его публичного обсуждения с участием всех заинтересованных сторон. Проведение такого обсуждения президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым поручено организовать правительству Российской Федерации в 2012 году.

Уже в ближайшие дни начинается подготовка к общественным обсуждениям проекта, которое пройдет во всех районах и городских округах, затрагиваемых повышением уровня водохранилища, что предусмотрено действующим экологическим законодательством. Генеральный проектировщик – ОАО "Инженерный центр энергетики Поволжья" - намерен открыть в каждом из этих муниципальных образований общественные приемные, чтобы обеспечить для каждого возможность ознакомиться с проектом. Призываю всех неравнодушных к этой проблеме людей принять участие в этих обсуждениях, так как при принятии решения о допустимости или недопустимости повышения уровня Чебоксарского водохранилища многое будет зависеть от активной позиции не только органов власти, но и каждого нижегородца.

Большой ли урон наносят браконьеры биологическим ресурсам Нижегородской области? Какова статистика за 2011 год, какие меры принимаются для борьбы с ними?

Состояние охотничьих ресурсов области, в целом не вызывает беспокойства. министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области осуществляет контроль в сфере охраны, воспроизводства и использования охотничьих ресурсов.

По состоянию на 1 ноября 2011 года министерством экологии и природных ресурсов проведено 1,597 тыс. рейдов, в ходе которых выявлены 1,071 тыс. нарушение правил охоты на территории области, изъято 110 охотничьих ружей, возбуждено пять уголовных дел по фактам незаконной охоты и нанесен крупный ущерб объектам животного мира. Предъявлено исков на сумму 427,459 тыс. рублей. Выявлена незаконная добыча четырех лосей, десяти кабанов, одной косули, одной ондатры и двух глухарей. Административное производство было возбуждено в отношении 1,060 тыс. граждан, наложено штрафов на сумму 682,1 тыс. рублей.

Нижегородское Минэкологии и Росприроднадзор по ПФО в апреле заключили соглашение о взаимодействии. Что сделано в рамках этого соглашения?

Министерство экологии и природных ресурсов является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, формирующим государственную политику в данной сфере деятельности. Разрешительные же и контрольные функции в соответствии с федеральным законодательством закреплены за Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, вследствие чего плодотворное взаимодействие министерства и департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу является необходимым условием эффективного претворения в жизнь единой государственной политики.

Для налаживания такого взаимодействия 25 апреля 2011 года было подписано соответствующее соглашение. Целями соглашения являются соблюдение законодательства РФ в области природопользования и охраны окружающей среды, совершенствование контрольно-надзорной деятельности, а также информационный обмен о результатах контрольно-надзорной деятельности сторон. Данное соглашение включает в себя взаимодействие ведомств при осуществлении полномочий в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, недропользования, водопользования, обращения с отходами и т.д., проверок соблюдения требований природоохранного законодательства, обмен информацией по сбору платы за негативное воздействие, предоставление данных о ходе реализации областных целевых программ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, о ходе реконструкции и строительстве новых природоохранных объектов и многое другое.

В частности, в рамках заключенного соглашения проведена большая работа по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории Нижегородской области, Минэкологии проведены рейдовые мероприятия по выявлению и обследованию объектов несанкционированного размещения твердых бытовых отходов (городские, поселковые, сельские, деревенские свалки, по которым отсутствует выделение земельного участка, эксплуатирующая организация не имеет лицензии на размещение отходов). Рейдовые мероприятия проведены с использованием GPS-навигаторов, предоставленных Департаментом Росприроднадзора по ПФО с целью установления координат места расположения несанкционированных свалок, а также площади и объемов размещенных отходов. В ходе проведенных рейдовых мероприятий на территории Нижегородской области выявлена 161 несанкционированная свалка ТБО на общей площади около 48 га объемом 296,180 тыс. м3.

Наиболее крупные свалки зафиксированы в Городецком, Шахунском, Сокольском, Ковернинском, Лысковском Воротынском районах, на долю которых приходится 94,3% несанкционированно размещенных отходов. Контроль за исполнением органами местного самоуправления поручений об организации работы по сбору и вывозу ТБО осуществляется путем взаимодействия с ними в рамках еженедельных селекторных совещаний с участием специалистов Минэкологии НО и департамента Росприроднадзора по ПФО.

По состоянию на 20 ноября ликвидирована 21 из выявленных свалок на общей площади 26,346 тыс. м2 объемом 41,636 тыс. м3. Данная работа продолжается и в настоящее время.

Что удалось сделать министерству в 2011 году в части инженерной защиты берегов?

Нижегородский регион один из немногих субъектов Верхне-Волжского БВУ, в которых реализуются столь масштабные объекты берегоукрепления.

В мае этого года были продолжены берегоукрепительные работы в районе Балахны, вошедшие в Федеральную адресную инвестиционную программу на 2011 год. На строительство 2 участка берегоукрепления в районе Балахны, которое близится к завершению, предусмотрено финансирование в объеме 183,2 млн. рублей, из них 57,8 млн. рублей – средства областного бюджета.

А в конце лета был сдан в эксплуатацию объект "Берегоукрепления в р.п. Сокольское Нижегородской области на Горьковском водохранилище" на участках №2 и №3, протяженностью 1108.2 м, где общая стоимость работ по строительству составила почти 178 млн. рублей. На строительные работы, продолжавшиеся 3 года, область выделила в общей сложности 58,5 млн. рублей.

Федеральные субсидии предоставляются Нижегородской области и на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений.

В рамках осуществления переданных полномочий по охране водных объектов и предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий из федерального бюджета бюджету Нижегородской области в 2011 году выделены субвенции на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений, за счет которых проводятся работы по расчистке водохранилища на р. Валава в районе г. Лысково (водоем питьевого водоснабжения). В 2012 году планируется выполнить работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории Нижегородской области.

Прошел год с момента, когда вы возглавили министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Каковы основные итоги Вашей деятельности? С какими трудностями пришлось столкнуться?

Прошедший год был непростым для всех отраслей, в том числе и для природоохранной. Пожалуй, значительным успехом можно считать, что в нашей области сохранился устойчивый уровень финансирования природоохранных программ и проектов, мы не потеряли темпов развития, более того – заложили хорошие основы для перехода на качественно новый уровень природоохранной деятельности. Это является подтверждением стабильной экологической политики, осуществляемой Правительством области.

В рамках осуществления мер по охране водных объектов и защите от негативного воздействия вод с привлечением средств федерального бюджета продолжилась реализация масштабных проекты по берегоукреплению, реконструкции гидротехнических сооружений, расчистке водных объектов.

В рамках плана мероприятий по обеспечению чистой питьевой водой социально значимых бюджетных учреждений Нижегородской области, В 2011 году за счет средств областного бюджета установлены системы доочистки в 136 учреждениях в семнадцати муниципальных районах области и Нижнего Новгорода что позволяет обеспечить их питьевой водой нормативного качества.

В Нижегородской области принята и реализуется областная целевая программа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 годы".

Центральное звено программы – переход области на новую систему обращения с твердыми бытовыми отходами на стадии их сбора, транспортирования и утилизации. В 2011 году продолжается реализация 4 проектов строительства новых объектов размещения отходов, которые будут расположены на территории Дзержинска, Богородского, Выксунского и Городецкого районов.

Общая мощность объектов составляет 1 140 тыс. т в год.. Общая обеспеченность населения Нижегородской области современными объектами захоронения отходов при пуске их в эксплуатацию достигнет 78%, а объем привлеченных инвестиций составит около 2 млрд. рублей.

В 2011 году продолжилось восстановление региональной системы экологического мониторинга. С этой целью подведомственное автономное учреждение "Экология региона" было оснащено передвижными аналитическими лабораториями и другими средствами контроля за состоянием окружающей среды. При финансировании из средств областного бюджета осуществляется регулярный мониторинг состояния водных объектов и качества атмосферного воздуха в большинстве крупных населенных пунктов Нижегородской области. Продолжали работать стационарные посты контроля качества поверхностных вод.

Нижегородская область сохраняет свои позиции одного из лидирующих регионов в стране в сфере сохранения биологического разнообразия. Благодаря выполнению Плана действий по сохранению биоразнообразия Нижегородской области повышаются численность редких видов, степень изученности флоры и фауны области, уровень экологической грамотности населения. В частности, проведение биотехнических мероприятий привело к росту численности редких видов хищных птиц, занесенных в Красную книгу РФ, в 3-6 раз, редких видов водоплавающих птиц – в 2 раза.

Экологическому образованию, воспитанию, просвещению населения и работе со средствами массовой информации традиционно уделяется значительное внимание, как социально-важному направлению. За период с 2005 года финансирование данного направления деятельности увеличено в 2,5 раза. Число детей, обеспечиваемых летним отдыхом, совмещенным с экологическим образованием в проводимых Минэкологии экологических лагерях и экспедициях, увеличилось с 850 в 2006 году до 1200 в 2011 году. Финансируется публикация экологических материалов в специализированных экологических газетах и журналах, выпускается регулярная экологическая телепрограмма на местном телевидении.

В 2011 году министерством подготовлен проект областной целевой программы "Экологическая безопасность Нижегородской области", которую планируется представить правительству области в 2012 году и начать реализовать с 2013. Программа включает 8 подпрограмм, по развитию экологического мониторинга, охране атмосферного воздуха, водохозяйственной деятельности, обеспечению химической и биологической безопасности, радиационной безопасности, охране озелененных территорий, сохранению и восстановлению природной среды и формированию экологической культуры. Принятие данного документа позволит существенно увеличить объемы финансирования природоохранной деятельности и вывести ее на качественно новый уровень.

В целом Нижегородская области и в 2011 году, как и ранее, демонстрировала высокий уровень внимания к решению природоохранных проблем. Не случайно именно наша область была выбрана место проведения Госсовета под председательством президента Российской Федерации Д.А.Медведева, посвященного вопросам обеспечения экологической безопасности и ликвидации накопленного экологического ущерба. Данное заседание прошло в начале июня в г.Дзержинске и по его итогам в области намечен ряд масштабных проектов, направленных на ликвидацию накопленного экологического ущерба, в том числе с привлечением федерального финансирования.

Какие средства предусмотрены в облбюджете на 2012 года на экологию? Какие основные программы будут реализованы в следующем году, какие нововведения запланированы к реализации по линии Вашего министерства?

В 2012 году расходы областного бюджета на экологические проекты и программы в целом планируются на уровне 2011 года.

На реализацию мероприятий в области охраны окружающей среды планируется направить около 110 млн. рублей, в том числе около 30 млн. на областную программу по развитию системы обращения с отходами. Будут увеличены расходы на осуществление государственного экологического мониторинга и на обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий, что позволит существенно увеличить охват области данными мероприятиями. На уровне 2011 года планируется проводить детские экологические лагеря, издавать экологическую литературу, организовывать природоохранные конкурсы и акции, вести просветительскую работу и деятельность по охране биологического разнообразия. Как и в 2011 году в Нижнем Новгороде вновь будет проводиться очередной Международный научно-промышленный форум "Великие реки". Планируются и новые крупные мероприятия, например, Ярмарка экологических проектов. В 2012 году мы начнем работу по подготовке второго издания Красной книги Нижегородской области.

На осуществление мероприятий в области использования и охраны водных объектов и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений планируется направить более 38 млн. рублей.

Одной из основных задач на 2012 год мы видим доработку, согласование и принятие областной целевой программы "Экологическая безопасность Нижегородской области", реализация которой должна начаться в 2013 году.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
28 марта