Интервью

В ближайшее время в России ситуация, подобная кризису 2008 года, крайне маловероятна

В ближайшее время в России ситуация, подобная кризису 2008 года, крайне маловероятна

Михаил Викторович, как вы оцениваете нынешнее состояние мировой экономики? В последнее время часто говорят об очередном кризисе. Угрожает ли он России?

Сегодня состояние мировой экономики крайне сложное. Его первопричина - кризис ипотечных долгов в США четырехлетней давности. А в силу той роли, которую Америка играет в мировой экономике, любой ее кризис сказывается и на общеэкономической ситуации, в частности, на потреблении. Тормозится потребление — естественно, тормозится и производство. Вторая составляющая проблемы заключается в особенностях устройства Евросоюза. Я имею в виду тот факт, что в течение многих лет часть европейцев жила не по средствам.

Когда объединяются экономики очень мощные и откровенно слабые, неконкурентоспособные, то, естественно, у последних возникает желание жить и потреблять как их более успешные соседи по Евросоюзу. Единая валюта создала доступ к ресурсам, и начался безудержный набор долгов, тем более что неэффективные экономики, как правило, еще и безответственны. По большому счету, европейский кризис можно оценить как кризис популистского потребления в Южной Европе.

И тот резкий кризис ликвидности, с которым мы столкнулись в 2008 году, на мой взгляд, следует рассматривать как проявление значительного и, к сожалению, затяжного замедления темпов экономического роста. Можно называть это рецессией, стагнацией, экономическим спадом. Смысл один: постепенное ухудшение экономической ситуации в мире в целом. Общая картина осложняется тем, что явного локомотива для выхода из нее, к сожалению, нет. И поскольку мы являемся частью мировой экономики, нас не может не касаться специфика этой ситуации.

Если же говорить о возможном повторении кризиса ликвидности, то следует отметить, что тогда мы — я имею в виду и правительство, и региональные власти, и Банк России, и банковское сообщество — научились противостоять ему. Был разработан и успешно апробирован инструментарий, позволяющий оперативно наполнить деньгами банковскую систему. Поэтому повторение кризиса в той форме, которую мы пережили в 2008 году, на мой взгляд, крайне маловероятно.

Можно ли говорить о том, что Россия уже полностью оправилась от кризиса 2008 года? Как в этом плане выглядит Нижегородская область на общем фоне?

Да, вполне. Хотя понятно, что в разных регионах ситуация неоднозначная. Давайте я буду говорить про нашу область. Главное, что хотелось бы отметить, что по результатам года мы вышли на докризисные показатели ВРП и хочется рассматривать это событие как некую переломную точку. Понятно, есть особенности момента: тогда, в 2008 году, этого уровня мы достигли на фоне роста, общая производная была положительная. Сегодня же это результат тяжелейших усилий, и вокруг нас ситуация непростая. Нижегородская область выходит из кризиса чуть более высокими темпами, чем Россия в целом. И это при том, что ситуация у нас объективно более сложная, поскольку мы обрабатывающий регион. Итоговые цифры за год еще не подводились, но предварительные результаты неплохие. Валовый региональный продукт превзошел прошлогодние показатели на 7,5%, объемы промышленного производства выросли на7,5 %, сельхозпродукции - на 15,8%, обороты розничной торговли - на 5,3%. В реальных ценах было реализовано товаров и услуг на сумму 940 млрд. рублей, что выше уровня 2010 года на четверть. Инвестиции в основной капитал увеличились на 15,7%, заработная плата - на 11%. За пять лет в Нижегородской области соотношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму выросло в 4,5 раза. Особо отмечу: во многом рост стал возможен благодаря тому, что в острую фазу кризиса эффективно сработало региональное правительство. Оправдали себя меры точечной поддержки предприятий, механизмы поддержки реального сектора экономики (и государственные гарантии, и областной залоговый фонд, и механизмы поддержки предпринимательства, в частности, успешная деятельность Агентства по развитию системы гарантий Нижегородской области, и компенсация процентной ставки). Поддержка предприятий, стремящихся увеличить свой объем производства и товарооборот, очень важна, поскольку это не просто увеличивает налогооблагаемую базу, но и способствует повышению уровня жизни нижегородцев. Объем средств, выделенных на поддержку предприятий достиг в 2011 году 5,3 млрд. рублей, что составляет порядка 5% всего бюджета области.

При этом надо понимать, что мы все зависимы от общемировой экономической ситуации. Я не жду никаких потрясений от 2012 года, но, к сожалению, и проявлений позитива пока немного. Уверен, кризис образца 2008 года нас не ожидает, но, очевидно, что мы испытываем сравнимый с ним по негативным последствиям процесс, устойчивую рецессию.

Нижегородское Законодательное собрание в конце ноября одобрило план социально-экономического развития области до 2014 года. Учитывает ли он возможные кризисные явления?

Стратегически мы все-таки исходили из реалий сегодняшнего дня. Особого оптимизма у нас не было, но и вероятность того, что по каким-то макроэкономическим факторам рецессия перерастет в системный спад, не рассматривалась. Вероятнее всего мы продолжим находиться в нынешней вялотекущей ситуации. Следует отметить, что в этот документ заложена колоссальная системная работа и бизнес-сообщества, и власти, причем всех ветвей. В наступившем году, думаю, мы с большой вероятностью выполним запланированное.

То есть в плане заложены максимальные показатели?

Реалистично-максимальные. Максимальные — это когда нужно еще и везение. А здесь мы исходили из того, что имеем сейчас плюс необходимость работать, много и качественно.

Михаил Викторович, как Вы оцениваете итоги работы банковского сектора в 2011 году?

Я бы отметил, что банковская система нашего региона традиционно надежна и стабильна, нижегородские банки работают эффективно, осторожно и аккуратно. В этом заслуга как самих банкиров, так и Главного управления банка России по Нижегородской области. По итогам 2011 года банки показали положительную динамику, и, что не менее важно, есть рост капитальной базы. В целом банковская система Нижегородской области является одной из самых устойчивых в стране. Она соответствует потребностям экономики области и тем задачам, которые перед нами стоят с точки зрения обеспечения ресурсами предприятий, граждан и органов власти.

Но, если говорить о тенденциях развития банковского сектора в целом по стране, то меня тревожит, что мы опять развиваемся излишне быстро. Сегодня уже опять не редкость реклама банков, активно предлагающих кредиты без поручителей, залога и справки 2-НДФЛ. Это означает, что идет раздача денег под высокий процент, в который заранее заложен невозврат. То есть, мы снова вернулись к старой схеме работы, в чем ничего хорошего я не вижу. Мы уже наступали на эти грабли в 2008 году, когда деньги были абсолютно доступны. И к чему привел такой подход, мы все были свидетелями. Когда деньги так доступны для всех, случается американский ипотечный кризис. Когда, тщательно не анализируя "кому", банки дают деньги подо "что-то", например, под дома. А если это "что-то" в два раза подешевеет? Мне представляется, что с точки зрения доступности денег мы вернулись в период докризисной ситуации. И это очень опасный симптом.

Какова ситуация в оборонной промышленности Нижегородской области, размещен ли гособоронзаказ на 2012 год, есть ли проблемы со сроками его размещения?

В этом году и правительство, и министерство обороны стремятся учесть ошибки прошлого года и активно прорабатывают вопросы, касающиеся предоставления авансов при размещении заказов. Я очень надеюсь, что мы избежим повторения ситуации прошлого года, когда авансирование проходило до лета включительно. В этом случае предприятия смогут начать работу без излишнего привлечения заемных средств, что естественно утяжеляет любой проект. Особенно стоит отметить, что удалось решить важнейшую задачу — перейти на трехлетние контракты. Сейчас они есть уже у большинства предприятий оборонного комплекса Нижегородской области.

Что касается объемов гособоронзаказа, то совместными усилиями самих предприятий, правительства Нижегородской области и федеральных ведомств они растут, положительная динамика тут явно просматривается. В то же время надо понимать, что промышленники всегда будут говорить, что надо бы увеличить заказ еще, и будут по-своему правы. Но если сравнить ситуацию, скажем, нынешнюю и пяти- или трехлетней давности, то прогресс очевиден, и это нужно признать.

Минобороны РФ в последнее время все чаще отказывается от закупок отечественной военной техники, заменяя ее зарубежными аналогами. Ставит ли это под угрозу работу оборонных предприятий Нижегородской области?

К сожалению, отдельные проявления таких настроений известны. И если они приобретут массовый характер, это, безусловно, поставит под угрозу и предприятия нашего региона. Очень надеюсь, что нам удастся этого избежать. Я глубоко убежден – Россия должна развивать собственный оборонный комплекс. У нас в регионе есть высокотехнологичные предприятия, мы обладаем квалифицированными кадрами, Нижегородская область вполне конкурентоспособна в этом направлении. Эта точка зрения разделяется и на областном, и на федеральном уровне. Насколько мне известно, по тем направлениям, по которым работают наши "оборонщики", пока ничего за рубежом не закупалось. Поэтому я не вижу пока угрозы для наших предприятий.

Какие основные законы из принятых депутатами Законодательным собранием Нижегородской области в 2011 году на Ваш взгляд особенно важны для развития промышленности и экономики региона?

Я бы начал с того, что каждый месяц мы рассматриваем и принимаем законы о государственной поддержке тех или иных проектов, это прямая обязанность депутатов и особенно важный аспект деятельности нашего комитета по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства. С моей точки зрения, правительство делает абсолютно правильно, активно работая над формированием инвестиционной привлекательности области. От этого зависит наше с вами общее благосостояние. И господдержку, которую мы предоставляем, рассматривать как лишние траты или ущерб для бюджета ни в коем случае нельзя. Сегодня инвесторы получат льготы, а в будущем будут формировать нам качественную налогооблагаемую базу.

Законодательное собрание продуктивно работало в ушедшем году и было сделано немало полезного. Но все-таки я бы выделил принятый в 2011 году закон о промышленной политике. Да, это рамочный документ, но до его принятия все наши правильные и очень хорошие законы прямого действия об инвестиционных соглашениях и льготах неизбежно носили фрагментарный характер. А теперь мы всю законодательную базу, направленную на поддержку промышленности, описали одним документом. Определили цели, задачи и методы, прописали, что такое промышленная политика, кто такой инвестор, какие есть формы льгот и поддержки. Получился актуальный, качественный, действительно нужный документ.

Влияет ли принятие даже самых "правильных" законов на жизнь нижегородцев? Зачастую создается впечатление, что они рассчитаны на узкую прослойку успешного бизнес-сообщества?

Впечатление обманчивое и вредное. Законодательная база очень важна, особенно в период роста и активизации правосознания нашего общества. В частности, законы, о которых я говорил, направлены на рост налогооблагаемой базы, что увеличивает наш бюджет. За последние пять лет бюджет Нижегородской области вырос более чем в три раза, следовательно, стало больше возможностей для экономического и социального развития. Метромост достроили, цирк у нас есть, кстати, самый большой в Европе, Южный обход заканчиваем, запускаем канатную дорогу. Рассчитываем, что на будущий год будет заложен второй мост, параллельный Борскому. Это объективные результаты, и я считаю, что правительством области проделана большая работа для повышения качества жизни. Например, проект по строительству ФОКов в районах области. Можно сколько угодно рассуждать о том, нужны они нам или нет, но для жителей тех районов, в которых они построены, это действительно культурное событие. Если бы не было этой программы, то никогда у живущих там людей не было бы возможности на коньках летом прокатиться, детишки в спортивные секции не ходили, хороших бассейнов там не было. А ведь из таких вещей в том числе, и как возможности проведения досуга, и складывается понятие "качество жизни".

Не стоит говорить, что все у нас отлично, и все проблемы решены. Конечно, нет. И люди это знают, и мы это понимаем. Но приоритетные задачи определены, есть понимание того, как их решать. А дальше — за работу.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
19 апреля