Интервью

Николая Небова

Николая Небова

Николай Владимирович, экспертиза по проекту подъема уровня ЧГЭС должна была завершиться в октябре. Каковы ее итоги?  

Строительство Чебоксарской ГЭС начато в 1969 году в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 января 1968 года № 2 на основании утверждённого распоряжением Совета Министров СССР от 27.01.1967 № 177-р проектного задания со следующими показателями: расчётный напор - 15 м, отметка верхнего бьефа - 68 м. В то время отдалённые последствия масштабного гидроэнергетического строительства не прогнозировались и не учитывались.

Чебоксарское водохранилище эксплуатируется с 1981 года на отметке подпорного уровня 63 метра.  В 1989 году государственной экспертной комиссией Госплана СССР, Госстроя СССР и Госкомприроды СССР была проведена экспертиза материалов по обоснованию повышения уровня водохранилища Чебоксарской ГЭС  до отметки  68 м. В постановлении Госэкспертизы (№ 7/76/79 от 26 апреля 1989г.) отмечалось: "ГЭС экономически не эффективна как при отметке НПУ водохранилища 63 м, так и при НПУ 68 м; необходимо принять отметку НПУ водохранилища для постоянной работы Чебоксарской ГЭС 63 м". В соответствии с этим постановлением по предложению администрации Нижегородской области и правительства Республики Марий Эл было принято распоряжение правительства России от 12 марта 1992 года № 468-р, которым отметка 63 метра установлена в качестве нормального подпорного уровня и даны поручения по обустройству водохранилища для продолжения его эксплуатации на указанной отметке.

Проектные обоснования повышения уровня водохранилища до отметки 65 метров, разработанные в соответствии с пунктом 4 распоряжения правительства от 12 марта 1992 года № 468-р и пунктом 8 Указа президента РФ от 11 сентября 1992 года № 1071, получили в 1995 году отрицательные заключения государственной экологической экспертизы.

Распоряжением правительства Российской Федерации от 21.04.2010 № 600-р дано поручение о подготовке изменений в проектную документацию "Строительство Чебоксарской ГЭС на реке Волге", предусматривающие возможность повышения уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров (на 5 метров). Заказчик проекта (ОАО "РусГидро") в 2010 году утвердил техническое задание по завершению разработки проектной документации.

Вопрос соответствия документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду, должен быть рассмотрен в ходе проведения государственных экспертиз на федеральном уровне:

- государственная экологическая экспертиза - в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";

- государственная экспертиза проектной документации - в соответствии со статьёй 49 Градостроительного кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145.

Согласно сообщению на официальном сайте Росприроднадзора (http://rpn.gov.ru/node/7766),  в соответствии с заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы представленные на государственную экологическую экспертизу материалы завершения разработки проектной документации "Строительство Чебоксарской ГЭС на реке Волге" в части, касающейся поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до отметки нормального подпорного уровня 68 метров" не соответствуют экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Таким образом, отрицательные заключения государственной экологической экспертизы получены как на проектные обоснования повышения уровня Чебоксарского водохранилища на 2 метра (до отметки 65 метров – в 1995 году), так и на проектные материалы повышения уровня Чебоксарского водохранилища на 5 метров (до отметки 68 метров – в 2013 году).  

Поскольку одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы является положительное заключение такой экспертизы (часть 5 статьи 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе"), рассмотренный проект не может быть реализован. Однако это не исключает возможность для инициаторов проекта доработать проект и представить его на государственную экологическую экспертизу повторно.

Окончательное решение об отметке Чебоксарского водохранилища Правительством Российской Федерации не принято. В настоящее время при Правительственной комиссии по вопросу топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики действует рабочая группа по подготовке окончательного решения о целесообразности завершения строительства Чебоксарской ГЭС под председательством министра природных ресурсов и экологии РФ С.Е.Донского. В Нижегородской области действует рабочая группа по оценке воздействия на окружающую среду, оценке экономического и экологического ущерба от возможного повышения уровня Чебоксарского водохранилища, созданная распоряжением Правительства области от 14 октября 2010 года № 2145-р. Аналогичные группы действуют в республиках Марий Эл и  Чувашия.

Правительство Нижегородской области и Законодательное Собрание Нижегородской области придерживаются последовательной позиции о недопустимости повышения уровня Чебоксарского водохранилища, поскольку реализация такого проекта повлечёт масштабные негативные последствия для Нижегородской области. Обращения с изложением данной позиции неоднократно направлялись в федеральные органы государственной власти. В письме  губернатора Нижегородской области В.П.Шанцева от октября 2013 года в адрес Президента Российской Федерации,  содержится просьба об установлении подпорного уровня водохранилища на отметке 63 метра и об отмене всех распоряжений и поручений, связанных с повышением уровня Чебоксарского водохранилища.  

В регионе в мае начала работать круглосуточная экологическая диспетчерская служба. Каковы первые результаты ее деятельности?  

В рамках проведения Года охраны окружающей среды в России министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области инициировало создание круглосуточной экологической диспетчерской службы для обеспечения обратной связи с населением по вопросам загрязнения окружающей среды и экологической безопасности.

В настоящее время в работу запущен сайт круглосуточной экологической диспетчерской службы, на котором нижегородцы смогут оставлять свои обращения о выявленных нарушениях в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды по адресу: www.4332211.ru, жители также могут оставлять свои обращения по телефонам: 88002009925 (звонок бесплатный) и (831) 433-22-11.

Таким образом, у нижегородцев теперь есть возможность отслеживать статус своего обращения, отметить на карте место, где было замечено нарушение, и дать оценку по результатам выполненной работы. Обращения жителей принимаются по следующим направлениям работы Минэкологии: охрана атмосферного воздуха, охрана водных объектов, почвы, водопользование, недропользование, обращение с отходами, охота, сохранение водных биоресурсов, охрана особо охраняемых природных территорий, нарушения в сфере охраны зеленых насаждений. По всем обращениям госинспекторами министерства будет организована работа, информация по результатам будет размещаться на сайте. Отметку о выполнении размещает автор обращения.

Необходимо отметить, что круглосуточная экологическая диспетчерская служба в таком формате (телефонная линия и интернет-сайт) действует только в двух субъектах Российской Федерации – в Республике Татарстан и в Нижегородской области.

По состоянию на 28.11.2012 поступило 453 обращения, из них рассмотрено 371 (проведены надзорные мероприятия, виновные привлечены к ответственности, информация направлена в уполномоченные органы, даны ответы по существу вопросов), по 82 обращениям проводится работа.

Наиболее значительный вклад диспетчерской службы приходится на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок. По фактам несанкционированного размещения отходов ТБО органы местного самоуправления организуют работы по ликвидации несанкционированных свалок, надзорные органы проводят проверки фактов, указанных в обращениях, информируют о проделанной работе. Так, в 2013 году благодаря поступившей информации, были ликвидированы свалки в Лысковском, Перевозском, Пильнинском, Д.Константиновском районах, г.Выкса, других муниципальных образованиях.  

Где строятся новые полигоны, как регулируются конфликты с жителями, проживающими в районе будущего полигона в Богородском районе?  

В соответствии с утвержденной Схемой расположения межмуниципальных объектов размещения отходов на территории Нижегородской области новые объекты размещения отходов будут располагаться в Кстовском, Богородском, Балахнинском районах, Вадском, Сергачском, Уренском, в городском округе г.Выкса.

При реализации инвестиционного проекта ООО "ОРБ Нижний" по строительству полигона для захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) и первичной сортировки в Богородском районе д. Лазарево Нижегородской области для обслуживания Богородского, Павловского, Сосновского и Вачского районов жителями района в Богородский городской суд Нижегородской области подан  иск к администрации Богородского района о признании незаконным распоряжения администрации района о выделении земельного участка для строительства полигона ТБО. По данному делу судом назначен ряд экспертиз, в том числе и судебно-экологическая экспертиза.

На основании судебной экологической экспертизы вынесено решение о запрете размещения межмуниципального комплекса на участке в районе д. Лазарево.

В связи с имеющимися противоречиями сотрудникам геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова проведена дополнительная судебная экологическая экспертиза, которая установила, что спроектированное размещение полигона ТБО, соответствует действующим экологическим требованиям. 12.08.2013 ООО "ОРБ Нижний" получено разрешение на строительство комплекса утилизации отходов и первичной сортировки в д. Лазарево Богородском районе.  

Правительство РФ в 2013-2015 годах обещало выделить более 3 млрд. рублей на ликвидацию свалок, захоронений отходов, их переработку, а также на развитие экологии Нижегородской области. Поступили ли средства на эти цели в 2013 году, в каком объеме, какие работы были выполнены на эти средства?  

Новым направлением, которое с 2012 года стало одним из приоритетных в реализации ОЦП, являются мероприятия по ликвидации накопленного экологического ущерба на территории г. Дзержинска.

В июне 2011 года в г. Дзержинске прошло заседание президиума Государственного совета Российской Федерации под председательством президента РФ Д.А. Медведева. По итогам заседания президентом дан ряд поручений, в том числе – по ликвидации объектов накопленного ущерба на территории г. Дзержинска, таких как полигон ТБО "Игумново", полигон глубинного захоронения жидких отходов производства симазина, неорганизованная свалка жидких и пастообразных отходов бывшего ОАО "Оргстекло" ("Черная дыра"), шламонакопитель ОАО "Сибур-Нефтехим" ("Белое море").

В целях разработки проекта ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов "Черная дыра" в 2012 году выполнены научно-исследовательские работы - определены объем и химический состав накопленных отходов, а также тип технологии утилизации отходов, получены исходные данные для проектирования работ по ликвидации свалки "в части технологического процесса".

По результатам открытого конкурса на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов "Черная дыра" бывшего производства ОАО "Оргстекло" определен победитель, срок выполнения всех работ по ликвидации неорганизованной свалки - до 2015 года включительно.

В рамках реализации первого этапа ликвидации консервации шламонакопителя "Белое море" подрядчиком проведена часть работ по устройству восточной и западной дамбы. В 2013 году велись работы по подготовке документация для проведения процедуры размещения муниципального заказа на право выполнения второго этапа консервации шламонакопителя до 2015 года. В настоящее время проводятся процедуры открытого аукциона на выполнение работ в рамках реализации проекта "Ликвидация шламонакопителя "Белое море" на территории завода "Капролактам".

Деятельность полигона ТБО "Игумново" прекращена в июне 2012 года в связи с вводом нового полигона ООО "МАГ Групп". С закрытием полигона ТБО "Игумново" тело полигона подлежит рекультивации. Работы по рекультивации начаты с декабря 2012 года и будут продолжены в рамках заключенного Соглашения о предоставлении из федерального бюджета бюджету Нижегородской области иных межбюджетных трансфертов на реализацию природоохранных мероприятий в 2013-2015 годах.  

В России 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды. Какие мероприятия в связи с этим проводились в Нижегородской области, каковы основные итоги?  

В России 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды. Данное событие наложило отпечаток на всю деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления в нашей области. В рамках проведения Года охраны окружающей среды проходило множество массовых публичных мероприятий, как традиционных для нашего региона, так и принципиально новых.

Наиболее значимым публичным экологическим событием в Нижегородской области является ежегодное проведение международного научно-промышленного форума "Великие реки".

Форум 2013 года прошел с 15 по 18 мая на Нижегородской ярмарке с большим успехом и отличался высокой представительностью. В общей сложности в мероприятиях форума приняли участие свыше 500 предприятий и организаций; в том числе свыше 500 стали участниками научного конгресса и 187 представили свои стенды в экспозиции форума. За все дни работы в общей сложности состоялось около 80 мероприятий разной тематики.

Форум посетили свыше 14 тысяч деловых посетителей. В ходе работы выставок было заключено 938 договоров, подписано 1311 протоколов о намерениях, проведено 9 781 переговоров.

На Форуме работали представители 52 субъектов Российской Федерации и представители 25 стран мира.

В рамках форума традиционно работала Девятая детско-юношеская экологическая Ассамблея

За четыре дня в Ассамблее приняло участие более 200 представителей молодежного экологического движения и их руководителей из 16 регионов России. Основной темой Ассамблеи в этом году стал общественный молодежный мониторинг водных ресурсов, в рамках Ассамблеи был презентован проект по мониторингу "Карта качества воды" (smotrivodu.ru). В рамках Ассамблеи прошли две сессии конференций школьных исследовательских проектов, где было представлено более 120 работ.

В 2013 году впервые проведено новое для нашей области мероприятие – Экологический фестиваль "ЭкоЗачет", посвященный Дню эколога 5 июня, в котором приняли участие более 1000 человек. В рамках областного экологического фестиваля были проведены конкурсы детских рисунков, акции по сбору макулатуры, ПЭТ-бутылок и использованных батареек, мастер-классы. Также был организован буккросинг, где нижегородцы обменивались прочитанными книгами и журналами. Всего участие в фестивале приняло около 1000 нижегородце, которые сдали на вторичную переработку около тонны макулатуры, 10 мешков пластиковых бутылок и 15 литров батареек.

Конкурс "Единые Дни Действий в защиту рек в Нижегородской области" проводится в соответствии с пунктом 5.2 областной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 годы" с целью поддержания деятельности организаций и населения по очистке берегов водных объектов от мусора.

В традиционной речной кампании "Единые Дни Действий в защиту рек" приняли участие:

4000 молодых жителей из Нижнего Новгорода, Дзержинска, Кстово, Арзамаса и 20 районов Нижегородской области. Всего прошли 52 акции. В зиму ушли 150 км чистых берегов 23 рек, 19 озер, 5 прудов. Все собранные более 80 тонн отходов вывезены на санкционированные места хранения.

31 августа 2013 года в Нижегородской области состоялся Всероссийский экологический субботник – "Зеленая Россия", который был организован в рамках Года охраны окружающей среды при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии России, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также Государственной Думы РФ. Субботники прошли в 23 районах Нижегородской области, участие в них приняли около 40 тысяч человек. Всего за время уборки было собрано около 6 тысяч куб. м. мусора. Наиболее активное участие в субботнике приняли жители Воротынского района, где на уборку вышло 18,5 тысяч человек. Самый большой объем мусора был собран в Нижнем Новгороде – 880 куб. м. Министерством экологии и природных ресурсов в день проведения акции "Зеленая Россия" был организован субботник на территории памятника природы регионального значения "Мещерское озеро", где было собрано свыше 100 мешков с мусором.

В течение года организованы и проведены 6 акций по раздельному сбору отходов. Акции проходили с 15 сентября по 6 октября в разных районах города. Принять участие в акциях смогли все нижегородцы. Для привлечения к участию в акциях населения были подготовлены и распространены листовки (тиражом 400-500 штук для каждой акции), также приглашения принять участие в акциях распространялись в сети интернет: через рассылки по образовательным учреждениям, а также размещались в социальных сетях и на сайте экоцентра "Дронт". В каждой акции приняли участие представители образовательных учреждений. 

Много говорится о внедрении системы раздельного сбора мусора. Что делается для внедрения этой системы на региональном уровне? 

Минэкологии Нижегородской области в 2012 году разработан пилотный проект по внедрению раздельного сбора отходов от населения, которым предусмотрена установка на контейнерные площадки дополнительного контейнера со специальной наклейкой-стикером, в который будет производиться сбор только вторичных материальных ресурсов (стекло, металл, пластик, бумага).

В настоящее время ведется поиск инвестора, готового реализовать разработанный пилотный проект.

Минэкологии Нижегородской области проводит подготовительную информационную работу, направленную на постепенное приобщение населения к раздельному сбору отходов.

Однако в силу определенных особенностей проекта максимальный эффект информационной кампании возможно достичь только при ее одновременном проведении с мероприятиями по внедрению системы раздельного сбора отходов на местах.  

Какие основные экологические опасности и источники загрязнения существуют в Нижегородской области? Как мы можем от них защититься?  

Осуществление государственного мониторинга окружающей среды в Нижегородской области относится к сфере компетенции территориального подразделения Росгидромета – Департамента Росгидромета по ПФО. Оценка, сбор, обработка, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и поверхностных вод на территории субъекта РФ, формирование соответствующей аналитической справочной информации о состоянии загрязнения компонентов окружающей среды входит в сферу полномочий данного федерального органа исполнительной власти.

Комплексная оценка состояния таких компонентов окружающей среды, как воздух рабочих зон предприятий, питьевой воды, продуктов питания и пищевого сырья на территории субъекта РФ относится к сфере компетенции территориального подразделения Роспотребнадзора - Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области.

Министерство экологии и природных ресурсов, как участник ведения государственного экологического мониторинга и в рамках формирования территориальных систем наблюдения, а также в целях осуществления полномочий по ведению государственного надзора за предприятиями-природопользователями, осуществляет регулярные мониторинговые наблюдения за состоянием отдельных компонентов окружающей среды на территории Нижегородской области:

- экспедиционные наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в 9 промышленных городов области (Арзамас, Балахна, Богородск, Бор, Выкса, Городец, Заволжье, Кстово, Павлово);

- экспедиционные наблюдения за состоянием поверхностных вод 16 водных объектов по 20 физико-химическим показателям загрязнения, в том числе, рек Волги и Оки.

Необходимо подчеркнуть, что к настоящему времени указанные наблюдения в 2013 году не завершены, статистическая обработка полученных результатов не проводилась, в связи с чем ниже изложены лишь предварительные оценочные результаты проведенных наблюдений.

Атмосферный воздух.

Предварительные оценки проведенных наблюдений свидетельствуют о том, что по сравнению с предшествующим, 2012 годом, не произошло существенных изменений показателей загрязнения атмосферного воздуха в контролируемых министерством промышленных городах Нижегородской области.

Поверхностные воды.

Предварительные оценки проведенных наблюдений свидетельствуют о следующем:

Река Волга – в верхнем течении (выше г. Н.Новгорода) ситуация осталась в целом на уровне 2012 года (устье Узолы, Линды). В черте и ниже г. Н.Новгорода, как правило, загрязнение либо увеличилось (устье Везломы, Керженца), либо осталось примерно на том же уровне (устье Сундовика, Кудьмы).

Река Ока – в большинстве контролируемых пунктах произошло ухудшение качества воды по содержанию ионов металлов (железо, марганец, медь и др.), нефтепродуктов, а также по показателям ХПК, БПК (показатели степени загрязнения воды органическими веществами, отражающими поступление сточных и бытовых вод и степени их очистки). В тоже время, ситуация с загрязнением вод нитритами, сульфатами, ионами аммония в целом либо улучшилась по сравнению с 2012 годом, либо осталась на прежнем уровне (сульфаты).

По остальным водным объектам однозначных выводов сформулировать не представляется возможным. По ряду контролируемых параметров ухудшилось состояние реки Кудьмы, по содержанию ионов металлов - реки Кишмы, по содержанию органических соединений – рек Анды, Пыры, Кудьмы, Узолы. В тоже время, состояние остальных водных объектов либо улучшилось по отдельным контролируемым показателям, либо осталось на уровне 2012 года.

В целом информация о состоянии и проблемах окружающей среды в Нижегородской области содержится в ежегодном докладе о состоянии окружающей среды. Данный доклад формируется министерством при участии всех органов исполнительной власти, научных, образовательных и общественных организаций и размещается в сети интернет на сайте минэкологии.  

Николай Владимирович, некоторое время назад в СМИ муссировалась информация о том, что в Нижегородской области можно найти залежи нефти и золота. Насколько это соответствует действительности? Какими природными ресурсами богата Нижегородская область?  

Ни нефть, ни золото не относятся к общераспространенным полезным ископаемым, регулирование использования которых возложено на министерство.

Поиск нефтяных месторождений, по информации информационных интернет агентств,  пока не привел к положительным результатам.

Из полезных ископаемых федерального значения Нижегородская земля богата запасами титано-циркониевых песков, глин тугоплавких, формовочных песков, стекольного сырья, соли каменной, лечебных грязей – всего 16 месторождений.

Из общераспространённых полезных ископаемых  имеются торф, сапропель, строительный песок и камень, Кроме того, единичными месторождениями представлены глинистое сырьё для производства минеральной ваты, карбонатное сырье для производства извести, пильный камень. В распределенном фонде числятся 76 месторождений.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
24 апреля