Интервью

"У нового руководства Нижнего Новгорода сегодня есть шанс навести порядок в уличной торговле"

"У нового руководства Нижнего Новгорода сегодня есть шанс навести порядок в уличной торговле"
По результатам исследований, предоставленных "Риа.Рейтинг", Нижегородская область заняла 14 место в рейтинге качества жизни регионов. В анализе социально-экономической ситуации учитывались 72 важнейших показателя. Самые высокие показатели у Нижегородской области (4 место) оказались в индексе научно-промышленного развития, по зарплате регион на 27 месте. Для того, чтобы выбиться в лидеры рейтинга, сегодня Нижегородской области необходимо уделять особенное внимание развитию как крупных предприятий, так и малого и среднего бизнеса, - в этом уверен член правления Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Денис Лабуза.

- Денис Иванович, возможен ли в ближайшее время для Нижегородского региона "экономический рывок"?

- При консолидации усилий возможно все. И внушает оптимизм, что 2018 год начался с частых встреч представителей регионального правительства, главы Нижегородского региона Глеба Никитина с промышленниками, с бизнес-сообществом, в том числе - на территории Торгово-промышленной палаты. В ходе таких встреч и совещаний приходит понимание, какие еще направления нуждаются в разработке, какие ниши есть на рынке, которые можно было бы заполнить, развить, чтобы потом получить отдачу в бюджет региона, и с какими сложностями сталкивается малый и средний бизнес на пути реализации своих проектов.

- И что это за сложности чаще всего?

- Недостаток коммуникации: одно звено бизнес-цепочки может быть совершенно оторвано от другого. Например, у нас в Ворсме производят медицинские шприцы, которые почему-то покупают по всей стране, но только не в нашем же регионе. В местных аптеках – «сплошной Китай». Поэтому и нужна Торгово-промышленная палата, члены которой входят в различные комитеты при Законодательном собрании Нижегородской области. Координационный совет при комитете ЗСНО по агропромышленному комплексу, например, помогает в регионах представителям власти и бизнеса услышать друг друга. Бывает такое, что бизнесмен до местного министерства промышленности, торговли и предпринимательства дойдет, но не получит поддержку. Бывает, потому что у нас 117 тысяч предпринимателей в регионе – всех разве услышишь? Но то, что на министерском уровне «не разглядеть», можно понять и поддержать на совете ТПП. Там уже глава района, на территории которого находится производство, может сказать: "А нам важно это предприятие, это новые высокооплачиваемые рабочие места, это доходы в местный бюджет", может поддержать предпринимателя, и таким образом бизнес получит необходимую помощь. И не только в виде льготного кредитования или финансирования по областной или госпрограмме, но и в виде координации с возможными партнерами.

- Кажется, что в Нижегородской области уже заняты все возможные ниши: агрокомбинаты у нас есть, оборонка есть, само собой, наукоемкое производство есть, что еще нуждается в развитии, где наши "точки роста"?

- Ну, например, в нашем регионе очень перспективным можно назвать ягодное производство, ведь в области сегодня нет садов. Когда-то были – в Лысковском районе, Воротынском, в Арзамасе, нижегородцы поставляли джемы на всю страну. Сейчас ситуация иная, ягодных хозяйств мало, в Сергаче начали выращивать клубнику, голубику – уже хорошо. Но вот, например, совершенно нет вишни, а ведь она пользуется огромным спросом у кондитеров и вообще в кулинарии, и, тем не менее, сегодня вся вишня на нижегородском рынке – стопроцентный импорт. Почему? Есть вещи, у которых очень долгий алгоритм решения, их действительно невозможно решить быстро. Но если этот алгоритм хотя бы утвердить – дело сдвинется с мертвой точки. Безусловно, для создания ягодного хозяйства нужна поддержка. Вот для этого алгоритмы и необходимы: в этом году можно заложить развитие ягодного фермерства в программу, еще через год - изыскать по ней средства, объявить конкурс. А при четких и ясных перспективах обязательно найдется тот, кто возьмется за эту сферу.

- Может быть, процесс тормозило еще и отсутствие понимания: где и как потом реализовывать продукцию? Сети требуют большие входные бонусы, да и просто порой не берут товар в оборот…

- Рынок сбыта – это важная тема для местных сельхозпроизводителей. Большим ритейл-сетям, увы, невыгодно брать на реализацию высококачественный товар. Им выгодно размещать продукты более дешевые, с различными добавками, потому что их покупают массово. А малые фермерские предприятия, компании, которые занимаются переработкой ягод, мяса, молочки, наоборот, в связи с тем, что у них не большие мощности, не могут себе позволить химические добавки для объемов продукции. А у них при этом действительно натуральная, хорошая продукция. Которую оказывается очень сложно пристроить. Потому что, допустим, сети «Ашану» нужно, чтобы каждый вторник и пятницу ей подвозили по 10 тонн определенной продукции. Малые местные хозяйства физически не смогут выполнить такую норму. И вот он, замкнутый круг.

Как в Европе решается данная проблема? Во-первых, там в супермаркетах есть разделы экологически чистых, местных фермерских продуктов (у нас такой опыт пытается применить "Спар"). И, во-вторых, за рубежом мы видим множество небольших магазинов "шаговой доступности", почти в каждом квартале. И вот их наличие, я считаю, должно регулировать государство. У нас же все получается ровно наоборот: в отдаленный район области приходит магазин от крупной сети – и все такие небольшие лавочки "шаговой доступности", торговавшие местной продукцией, закрываются, не выдерживая конкуренции. А производитель не может войти в этот сетевой магазин, потому что там своя логистика: поставка идет не из района в район, а через погрузочно-логистический центр, находящийся от производителя порой за 150-200 километров. Выходит, ему свою ягоду или колбасу нужно сначала отослать за сотни километров, чтобы потом она пришла обратно на машине сети. Это и дорого, и портит свежий натуральный товар с малым сроком годности. Тем временем нижегородцы покупают разрекламированную по центральному ТВ колбасу, в которой мяса нет по определению, портят свое здоровье... Безусловно, нельзя мешать сетям осваивать дальние районы, но нужно соблюдать некий баланс количества магазинов шаговой доступности и сетевых. А при входе сети в район, с ней нужно договариваться. Заключать договор при условии, что сеть будет размещать у себя товары местного производителя – договора с сетями подписывает региональный инвестсовет, но он вопрос таким образом не ставит, как ни странно. А представителям сети нужно давать список предприятий, которые должны быть в ней представлены, предприятиям же, в свою очередь, отправить список требований по наличию штрихкодов на продукции и прочих условий сети. Все эти вопросы нужно помогать улаживать обеим сторонам – и ко всеобщему удовольствию.

- А каким образом можно соблюсти баланс по количеству магазинов шаговой доступности?

- К примеру, во многих странах и городах Европы супермаркеты работают с 10 до 18 с понедельника по пятницу. А в выходные не работают в соответствии с требованиями профсоюза. Предприниматель видит нишу, решает открыть колбасный маленький магазин, который будет работать семь дней в неделю, идет в мэрию, а ему говорят: "Нет, простите, у нас по расчетам в этом месте должен быть молочный". Вот так, все регулируется. Нам рассказывают про мудрый рынок, который все сам расставляет на свои места, а на самом деле все распланировано. У нас к такой системе никто еще даже близко не подошел. В Париже и Барселоне только в таких маленьких лавочках можно купить товар, который ты в сетях не найдешь: свежевыловленные морепродукты, например. А делается это как? Берется расчет на душу населения: сколько нужно ларьков, сколько нужно уличных развалов, сколько нужно торговых центров. Исходя из этого и выдается решение на строительство крупного магазина или небольшого. А в российских реалиях как происходит зачастую? Разрешения выдаются "своим да нашим". Причем бизнесу такие расчеты на самом деле только на пользу – есть гарантия, что на продукцию будет спрос. Взять ту же Барселону – там целое крыло подземного этажа мэрии занимает центр мониторинга рынка труда и базы вакансий. Потому что там есть понимание, что главная ценность для муниципалитета – это люди. Там всегда подскажут, какие профессии сегодня востребованы, и где на них можно выучиться. Ты, конечно, можешь пойти и выучиться на банкира, но если на них нет спроса, ты в лучшем случае будешь клерком, бумажки перекладывать. В этом центре всегда скажут, кто нужен, кто готов взять на работу и какую зарплату предложить. И в том числе – подсказать, где открыть точку с твоей продукцией.

- В последние годы в областном центре мы не видели не то что открытия таких малых частных магазинов "шаговой доступности" - наоборот, они закрывались десятками, торговлю массово "загоняли" в супермаркеты и большие торговые центры. Оправдывалась такая политика борьбой за цивилизованный вид улиц. Впрочем, часто ларьки и мини-рынки действительно выглядели не презентабельно…

- Как красиво организовать уличную торговлю? Первое – понять, где и сколько нужно ларьков, и с какой продукцией. Второе – утвердить план их внешнего вида. Вот сейчас на Большой Покровской все меняют вывески перед чемпионатом мира по футболу. Почему-то власти муниципалитета к чемпионату мира смогли собрать всех предпринимателей с этой улицы, смогли всех убедить, подсказать, какими должны быть вывески в едином стилевом решении. Так почему годами не могут решить проблему единообразия и цивилизованного вида уличной торговли и ларьков? Чтобы не было криво сколоченных ящиков с арбузами и неопрятных продавщиц? Значит, не было такой цели, значит, соблюдались чьи-то конкретные интересы. Все это давно можно было утвердить на городской Думе, выставить на аукцион и разработку стиля, и землю в аренду. Чтобы не получалось так, что депутат Гордумы покупает ларьки под бакалею, а потом торгует в них пивом и сигаретами. Кстати, у нового руководства города, у мэра Владимира Панова, который не связан никакими давними договоренностями, есть хороший шанс навести порядок в этой сфере. Он может консолидировать предпринимательское сообщество города, чтобы в торговле, в ее правилах и внешнем виде магазинов и прилавков, появилась какая-то логика, наконец. Торгово-промышленная Палата, со своей стороны, всегда готова собрать все заинтересованные стороны и помочь наладить конструктивный диалог. Сегодня все здравые политические и предпринимательские силы должны объединиться для достижения общих целей. В итоге города региона станут более цивилизованными и благоустроенными, начнется рост благосостояния среднего класса, увеличится количество рабочих мест, вырастут доходы в бюджеты всех уровней. Когда есть диалог – в плюсе все.

Марина Булгакова

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
19 апреля